Способы компенсации бокового зазора в зубчатых передачах.
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Способы компенсации бокового зазора в зубчатых передачах.

Способы компенсации бокового зазора в зубчатых передачах.

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 20.05.2011, 20:32 #1
Способы компенсации бокового зазора в зубчатых передачах.
severusec
 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9

У меня такой вопрос какие есть способы компенсации бокового зазора (или люфта) в зубчатых цилиндрических передачах. Может есть различные вариации без зазорных передач. Еще не могу разобраться с нулевым боковым зазором, как его осуществить ( по госту такие есть) Это мне нужно для проектирования автоматизации регулировки гидростатического подшипника (ГСП). Суть в том, что на специальную конструкцию через зубчатую передачу с шагового двигателя передается крутящий момент. Мне нужно увеличить точность передачи, если не будет люфта или зазора то шаговый двигатель сможет сразу передавать вращение. Если кто знает подскажите.
Просмотров: 18929
 
Непрочитано 20.05.2011, 22:20
#2
T-Yoke

Артиллерист - вертолётчик. Дипломированный инженер-механик. Technologist
 
Регистрация: 29.11.2004
Где-то около Москвы
Сообщений: 16,769
Отправить сообщение для T-Yoke с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от severusec Посмотреть сообщение
У меня такой вопрос какие есть способы компенсации бокового зазора (или люфта) в зубчатых цилиндрических передачах. Может есть различные вариации без зазорных передач. Еще не могу разобраться с нулевым боковым зазором, как его осуществить ( по госту такие есть)...
Есть то они есть, только "хлопотно все это" , чем точнее, тем сложнее и дороже соответственно.
А если чисто теоретически, то можно здесь почитать
Сборка зубчатых и червячных передач
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I
T-Yoke вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 20.05.2011, 22:32
#3
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Спасибо, но стоять на месте тоже не нужно. Сегодня оно точнее и дороже,а завтра точнее и дешевле. Примером служить все наши промышленные "вещи" и не только
severusec вне форума  
 
Непрочитано 21.05.2011, 00:04
#4
uraltay

конструктор-механик
 
Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759


Живьём не встречал, но в "Справочнике конструктора точных приборов" И.Я. Левина упомянуты двухвенцовые зубчатые колёса, люфт в которых выбирается пружинами.
uraltay вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 21.05.2011, 10:12
#5
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


А у тебя есть эта книга можешь скинуть суда или ссылку где можно скачать, а то чето не найду.
severusec вне форума  
 
Непрочитано 21.05.2011, 10:37
#6
T-Yoke

Артиллерист - вертолётчик. Дипломированный инженер-механик. Technologist
 
Регистрация: 29.11.2004
Где-то около Москвы
Сообщений: 16,769
Отправить сообщение для T-Yoke с помощью Skype™


Есть еще
Справочник конструктора точного приборостроения Литвин Ф.Л. и
Справочник конструктора оптико-механических приборов В.А. Панов, М.Я. Кругер.
может подойдет?
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I
T-Yoke вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 21.05.2011, 11:10
#7
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Пасиб) Немного помогло буду еще искать, просто для диплома мне нужно все существующие проанализировать и выбрать несколько лучших вариантов.
severusec вне форума  
 
Непрочитано 21.05.2011, 14:12
#8
uraltay

конструктор-механик
 
Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759


Книга у меня есть живьём, но как её скинуть - не знаю. Привожу двухвенцовую шестерню из справочника Левина И.Я. (без расточек под подшипники) и весь текст: "Часто применяются блочные, двух- или трёхзвенные зубчатые колёса, общая втулка которых обычно имеет расточки под подшипники. Конструкция таких колёс должна быть согласована с размерами для выхода фрезы или долбяка... На рисунке показаны способы выборки люфта в цилиндрических передачах посредством пружин".
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Двухзвенная шестерня.jpg
Просмотров: 1047
Размер:	38.0 Кб
ID:	60043  

Последний раз редактировалось uraltay, 21.05.2011 в 14:17.
uraltay вне форума  
 
Непрочитано 21.05.2011, 14:26
#9
приборист

инженер-конструктор
 
Регистрация: 18.04.2006
Молдова
Сообщений: 453


Это применяется при передаче небольших усилий характерных в приборостроении
приборист вне форума  
 
Непрочитано 21.05.2011, 14:57
#10
T-Yoke

Артиллерист - вертолётчик. Дипломированный инженер-механик. Technologist
 
Регистрация: 29.11.2004
Где-то около Москвы
Сообщений: 16,769
Отправить сообщение для T-Yoke с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от uraltay Посмотреть сообщение
..Привожу двухвенцовую шестерню из справочника Левина И.Я. (без расточек под подшипники) и весь текст: "Часто применяются блочные, двух- или трёхзвенные зубчатые колёса, общая втулка которых обычно имеет расточки под подшипники. Конструкция таких колёс должна быть согласована с размерами для выхода фрезы или долбяка... На рисунке показаны способы выборки люфта в цилиндрических передачах посредством пружин".
Метод действительно применяется, и действительно только для передач с малыми нагрузками, что для приборных конструкций самое-оно
Только в даной конструкции согласование с инструментом не требуется, можно использовать любой, хоть фрезу, хоть долбяк, хоть протяжку.
Согласование необходимо, когда например у вас колесо с внутренними зубьями, там фрезой не залезешь, приходиться делать долбяком и нужно предусматривать канавку под выход долбяка. Или для наружных колес выполненных в виде блока, что тоже ограничивает технологические возможности изготовления. Так же сложности возникают при выполнение косозубых и шевронных колес.
Кстати. Думаю интересно будет глянуть ГОСТ по точности зубчатых колес.
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I

Последний раз редактировалось T-Yoke, 21.05.2011 в 15:17.
T-Yoke вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 21.05.2011, 19:15
#11
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


По поводу ГОСТа, там написано, что есть зубчатое зацепление (по нормам бокового зазора) с нулевым зазором, но не представлены примеры. Я не могу понять это те же самые без зазорные передачи к которым относятся те о которых писалось выше ( с пружинами). Еще есть виды компенсации зазора, которые я нашел:
1) Использование косозубых колес;
2) Изменяя конструкцию зубчатого колеса посредством делают сборное колесо, состоящее с двух на одной оси.
3) Изменением межосевого расстояния;
4) Также есть различные вариации сборочных колес которые смещаются в радиальном либо осевом направлении с помощью эксцентрика, пружин или пружинных тарелок.
5)Есть еще прикольный метод, это замена ведомого колеса конструкцией, которая похожа на колесо, но по кругу у него расположены ролики, а ведущее колесо больше похоже на звездочку с сферичными углублениями. В этом случае происходит полный контакт без зазоров.
6) использование шаговых двигателей с программным управлением.
Есть еще какие ни будь конструкции или методы. У меня , к примеру была мыслишка по поводу беззазорностью, опустить зубчатую пару в жидкость вязкость которая напоминала бы желе, но более прочнее, что то типа такого. Она бы не дала заклинить зацеплению в тоже время увеличить жесткость и быстроту зацепления.
Может еще, что не будь есть? Может оно будет и не реальным))
severusec вне форума  
 
Непрочитано 22.05.2011, 07:32
#12
Laborant

Демон на договоре
 
Регистрация: 26.06.2008
Новосибирск
Сообщений: 1,121
<phrase 1= Отправить сообщение для Laborant с помощью Skype™


На горизонтальных упаковочных машинах, на приводе ножей поперечной обрезки, часто стоит, именно что, сдвоенное колесо с пружинами. Момент там, по прикидкам, 60-80 Н*м. (Считал просто - 1,1 кВт двигатель, пусть половина мощности доходит до ножей, нож вращается со скоростью ~ 60 об/мин)
__________________
Ты пойдешь со мной?

Последний раз редактировалось Laborant, 22.05.2011 в 07:40.
Laborant вне форума  
 
Непрочитано 22.05.2011, 21:42
#13
T-Yoke

Артиллерист - вертолётчик. Дипломированный инженер-механик. Technologist
 
Регистрация: 29.11.2004
Где-то около Москвы
Сообщений: 16,769
Отправить сообщение для T-Yoke с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от severusec Посмотреть сообщение
По поводу ГОСТа, там написано, что есть зубчатое зацепление (по нормам бокового зазора) с нулевым зазором, но не представлены примеры...
Может еще, что не будь есть? Может оно будет и не реальным))
Есть конечно, только определитесь, все ли вам из этого надо
Что бы вас окончательно заморочить предложу вам книженцию по авиационным редукторам и зубчатым зацеплениям.
Полистайте, много чего интересного найдете.
Вложения
Тип файла: djvu Авиационные зубчатые передачи и редукторы.djvu (7.66 Мб, 729 просмотров)
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I
T-Yoke вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 22.05.2011, 23:32
#14
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Спасибо, заморочили)) Прикольная книжка)
severusec вне форума  
 
Непрочитано 23.05.2011, 06:09
#15
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Открываем ближайший CD-ROM и внимательно изучаем привод перемещения головки. Сколько фирм, столько и конструкций по выбору этого самого люфта. Надо смотреть конкретную механизмину, но ИМХО наиболее оптимально не выеживаться с хитрыми шестернями а нагрузить исполнительный узел так, чтобы шестерни _всегда_ работали одной поверхностью.
Fogel вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 23.05.2011, 07:14
#16
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Сори но вы наверное не поняли суть вопроса, при чем тут привод сд-рома? И зачем там компенсировать люфт, ведь он убирается тогда когда нам необходима точность передачи. Зачем в сд-роме передача точная? А по поводу количества конструкций по выбору люфта то листая литературу то их достаточно много и есть фирмам из чего выбрать, а не придумывать свое)
А по поводу нагрузок на шестерню то точные механизмы работают не на нагрузку точнее не на большую, может вы имели в виду расположить шестерни одну относительно другой, как-то по специальному?
severusec вне форума  
 
Непрочитано 23.05.2011, 07:41
#17
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Подозреваю что не разбирали вы подобные вещи, там как раз встречаются шестеренки и рейки подобные тем что в посте #8 нарисованы.
Я имел в виду что можно загрузить рабочий орган нагрузкой (той же пружиной) которая будет пытаться вращать механику в обратную сторону, в результате все шестерни вплоть до двигателя всегда будут работать только по одной поверхности - двигатель в одну сторону будет работать в два раза тяжелее, а в другую _позволять_ механизму крутиться, но для "приборных" нагрузок по мне это приемлемо.
Fogel вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 23.05.2011, 17:47
#18
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Во-первых давайте разберемся, про что идет речь, где Там? встречаются шестерни, рейки и что именно я не разбирал, а во-вторых, посмотрев на рисунок в посте 8, можно заметить что пружин там 2 и каждая из них держится с двух сторон к одной той же сборочной единице. То есть пружина, не будет тянуть механику в другую сторону, она является как бы амортизатором. Ничего такого не подумайте, но я сужу чисто из логических соображений)) Спасибо, что предложили зацепление с сд-рома, так как не обеспечить точность передачи. Понимаете мне нужно, чтобы когда шаговый двигатель начал вращаться на определенный угол, он сразу же передавал вращение на другую шестерню без потерь времени, так как пока зуб идет по зазору идет время.
severusec вне форума  
 
Непрочитано 23.05.2011, 18:33
#19
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от severusec Посмотреть сообщение
а во-вторых, посмотрев на рисунок в посте 8, можно заметить что пружин там 2
Пружин может быть и не две, их может быть вообще сколько угодно по окружности, в больших шестернях, именно в силовых могут быть вообще не пружины, а например стяжные винты (я такие живые видел).
Цитата:
и каждая из них держится с двух сторон к одной той же сборочной единице.
Вот именно, но работают они в одну сторону и ни какие оне не амортизторы, просто прижимают шестерни рабочими поверхностями друг к другу
Цитата:
То есть пружина, не будет тянуть механику в другую сторону, она является как бы амортизатором.
ЗЫЖ. Как я уже писал, видел большие силовые шестерни во стяжными винтами, причем один венец соствлял примерно 1/5 всей ширины шестерни она и служила для выборки бокового зазора, а та которая 4/5 была силовой.
Serge Krasnikov вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 23.05.2011, 20:05
#20
severusec


 
Регистрация: 20.05.2011
Сообщений: 9


Цитата:
Сообщение от Serge Krasnikov Посмотреть сообщение
Вот именно, но работают они в одну сторону и ни какие оне не амортизторы, просто прижимают шестерни рабочими поверхностями друг к другу
Вы говорите они просто прижимают, но так же вы сказали что можно это делать винтами, возникает вопрос для чего же пружины? Как я понимаю и как много где пружины используются для самоустанавливания или как компенсаторы перемещения...но уж не как для простого соединения. Спасибо за инфу я ее учту.
severusec вне форума  
 
Непрочитано 24.05.2011, 06:14
#21
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


severusec, Имелось в виду два совершенно разных варианта устранения люфтов в редукторе. в посте №8 показана безлюфтовая шестерня - половинки проворачиваются на некоторый угол (от нагрузки в механике зависит) и вводятся в зацепление с ответной шестерней, в результате как шестеренка ни крутись, к зубьям ответной шестерни зубья этой прижимаются с _двух_ сторон, поэтому и нет свободного хода (хотя при резкой динамике возможны и варианты)
Я предлагаю заставить шестерни работать постоянно по одной поверхности. При этом люфт в зацеплении будет, но он никогда не будет использоваться.
P.S. Что за подшипник? Просто с такими работал на прокатных станах, у нас мужики по нему докторские защищали и вроде бы никакой регулировки там не требуется - все обходилось канавками хитрой геометрии.
P.S.S. Избавьтесь от редуктора - поставьте шаговик с большим числом полюсов, по типу как на видеомагнитофонах приводился ведущий вал, а ведь можно и побольше это дело соорудить

Последний раз редактировалось Fogel, 24.05.2011 в 06:20.
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 06.11.2016, 04:59
#22
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


опять же в технической энциклопедии чего откопал https://cloud.mail.ru/public/FgZj/wTxvJifbc
- деревянные (читай - эластичные) вставки между зубьями. Интересно - можно ли заменить такое на более современный материал типа http://www.centuryspring.com/urethane (уретановые пружин вполне ничего работают на знакопеременные нагрузки)
По идее напряжение можно запроектировать достаточно низкое (сжатие) и тогда передача будет работать с большим перекрытием и очень плавно и бесшумно
Кто что думает по этому поводу ? Я тут сам заинтересовался этим вопросом и каких только решений не накопал (к сожалению в моем случае нужно простое и надежное, так что экзотика отметается)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: woodent.png
Просмотров: 180
Размер:	554.5 Кб
ID:	178760  
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2016, 05:38
#23
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Капроновые шестеренки неплохо себя показали в разных механизмах. Более того, для капрона достаточно легко сделать механизм изменяющий делительный диаметр (допустим клиновое кольцо под венцом) и соответственно боковой зазор в зацеплени (что следующий зуб будет больше тереться не учитываю)
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2016, 07:58
#24
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Ну тут идея что контактные и изгибные напряжения воспринимаются металлом (то есть с передачей значительных нагрузок) а вставки просто гасят вибрации и пружинят для большего коэффициента перекрытия. При этом они не подвергаются значительным нагрузкам (а в шестернях "тело" тоже достаточно слабо нагружено и материал там не используется
Вот еще из той же энциклопедии ("АВИАЦИЯ") представлена пружинная составная шестерня авиадвигателя (но в данном случае зубья не разделены и перекрытие не улучшается - просто для смягчения ударов)
По мне так интересные решения - сам задавался вопросом почему так не делают, оказалось делали раньше (диды то есть)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Curtiss.png
Просмотров: 216
Размер:	99.6 Кб
ID:	178778  
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2016, 08:28
#25
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Чего это деды только? Возьми диски сцепления в машине и увидишь там свои пружины. Опять же проще гибкий элемент поставить в муфту чем пыжыться вталкивая его в шестерню
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2016, 22:33
#26
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Я согласен что пружинящий механизм в данном случае не такой интересный, применяется много где. А вот эластичные вставки я не видел пока чтобы широко применялись.
Интересно было бы посчитать такую шестерню (смоделировать) - в каких пределах и какие плюсы можно получить из такой модификации.
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2016, 05:49
#27
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Элластичная вставка мне кажется противопоказана зубчатому зацеплению. Люди борятся за точность, а оно будет под нагрузкой геометрию менять... А просто колеса с элластичной вставкой можно прямо на улице увидеть - обода на трамвае именно так и подвешаны
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2016, 06:41
#28
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
Элластичная вставка мне кажется противопоказана зубчатому зацеплению. Люди борятся за точность, а оно будет под нагрузкой геометрию менять... А просто колеса с элластичной вставкой можно прямо на улице увидеть - обода на трамвае именно так и подвешаны
Я согласен - тоже так думал пока не набрел на этот пример из справочника. Но эвольвентная передача если дать ей backlash (а он почти всегда есть, оно на это и рассчитано) все равно работает, и точность не везде важна, а если расчетом подобрать такую жесткость вставки что два зуба будут полностью контактировать и без ударов - то можно наоборот сильно понизить требования к точности (вплоть до изготовления водяной резкой или лазерной, что в принципе и так практикуется широко). Вставки можно вставить с распором и с боков можно стянуть пластинами так что они всегда будут работать на сжатие - практически с огромным ресурсом. В статье сказано что таким образом достигается плавность хода и бесшумность при больших оборотах - что в принципе хорошо, особенно для открытых передач не в масле.
Про капроновые я тоже читал - но там все равно момент передается через капрон и это не для тяжелых нагрузок
Конечно с моей стороны это все предположения но если время будет и интерес не пропадет - может и промоделирую в calculix (там очень удобно моделировать передачи)
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2016, 06:56
#29
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,352


Эластичная вставка плюс посадочная поверхность между частей шестеренки, это совсем не просто эластичная вставка. Нет там изменения межцентрового растояния
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2016, 20:42
#30
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


вот что то такое вертится на уме. Но тут надо считать - достаточна ли жесткость вставок и какой материал лучше.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Screenshot from 2016-11-08 01:49:09.png
Просмотров: 185
Размер:	50.6 Кб
ID:	178877  Нажмите на изображение для увеличения
Название: Screenshot from 2016-11-08 01:48:53.png
Просмотров: 182
Размер:	61.7 Кб
ID:	178878  
ETCartman вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Способы компенсации бокового зазора в зубчатых передачах.