Реклама i
|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
![]() |
Поиск в этой теме |
![]() |
#1 | |
При обозначении допуска формы на чертеже на валах, что лучше взять за базу? Ось центров или какую-нибудь цилиндрическую поверхность?
инженер-конструктор
МО
Регистрация: 26.02.2011
Сообщений: 58
|
||
Просмотров: 20538
|
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Конструкторской базой таких валов является общая ось двух (крайних, если их больше) подшипниковых шеек. Если речь об окончательном контроле (полностью готовой детали), то лучше поставить вал на призмы этими шейками, а индикатор (если не рычажный) расположить в горизонтальной плоскости — так меньше погрешность базирования. Понятно, или что-то уточнить? А ось центров можно ввести только в эскиз техпроцесса. На четреже детали центра не показавают, если вал не стоит в центрах по конструкции. Образец оформления см. ГОСТ 2.308 черт.18. Твой случай.
Последний раз редактировалось STAJOR, 06.05.2012 в 16:59. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
См. ГОСТ 2.109, п. 1.1.15.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
С чего бы такая категоричность?
Погрешность все равно будет ядерной по сравнению с установкой в центра. А если шейки разного диаметра, то это вообще трудно реализуемо. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Категоричность в ГОСТ 2.109-73, п.1.1.15, а не у меня. Можно ещё где-то найти, что указания технологии в чертеже запрещены. Только в виде допущения (как и центровые отв.).
Насчёт самого контроля. Окончательный контроль деталей, как правило, производят от конструкторских баз, т.к. именно от них действителен указанный чертежом допуск. Контроль от промежуточных баз предполагает учёт отклонения расположения промежуточной оси относительно конструкторской базы. Но кто это учитывает, да ещё и безошибочно? В центрах конечно проще. Но не слишком ли мы доупрощались? (некоторые делают ещё одно "упрощение": делят величину биения пополам и называют это отклонением от соосности). А точный контроль в призмах не так сложен, но это уже "стенка от другого гвоздя", т.е. другая тема. Вы как-то написали, что у вас недалеко сидят технологи и оснащенцы. Поговорите с конструктором по контрольной оснастке (но не с тем, кто специализируется на калибрах). Последний раз редактировалось STAJOR, 07.05.2012 в 02:14. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Это миф.
Конечно прямые указания в чертеже о том как делать ту или иную деталь запрещены, но конструктор влияет на технолога больше чем это кажется и гораздо больше, чем это написано в госте. В зависимости от того как выполнены чертежи, технолог чаще всего просто вынужден идти по той дорожке, которую нарисовал конструктор, либо садиться и делать так называемые технологические чертежи. Опытные конструкторы частенько этим пользуются ![]() Впрочем, конструкторы также зависимы от технологии и возможностей производства, так что все взаимообразно ![]() Это не всегда допущение, а довольно часто это необходимость, ну например такой вариант, когда на конце длинного вала вам по конструкции необходимо отверстие с резьбой, вы просто вынуждены будете нарисовать его сами. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Цитата:
И что значит "конструктор влияет на технолога"? Он оформляет деталь только теми подробностями, которые требуются для конструкции. И ничего личного. С учётом, конечно же, технологичности... Последний раз редактировалось STAJOR, 07.05.2012 в 09:30. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
![]() ЗЫЖ Ничего сверх удивительного, каждый день это делаем, просто не задумываемся. ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Там говорится, как его нужно обозначать, а не что его запрещено рисовать.
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Цитата:
Тут явное противоставление оси и реальной поверхности. Где в ГОСТ 2.308 говорится о какой-нибудь оси вне сязи с реальными поверхностями?! "Уж сколько раз твердили миру", что отклонение от соосности (перпендикулярности, пересечения осей...) есть конкретный, реальный отрезок (также, как толщина, ширина, глубина) который представляет интерес для конструкции во-первых, и во-вторых, может быть измерен. И только от сих до сих, от упора до упора. Так что если хотябы одна из двух осей будет мнимой, то мнимыми станут и допуски расположения. Для меня это слишком смело ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Цитата:
Цитата:
А еще ему пофиг, какую именно базу назначил конструктор. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Цитата:
Цитата:
Т.е. чертёж детали уже не есть закон для производства? "Там говорится, как его нужно обозначать, а не что его запрещено рисовать" это цитата из предыдущего (№15). По-моему, последняя фраза этого пункта именно запрещает. ГОСТ 2.109-73. Пункт 1.1.15. … Центровые отверстия не изображают и в технических требованиях не помещают никаких указаний, если наличие отверстий конструктивно базразлично. Последний раз редактировалось STAJOR, 08.05.2012 в 00:09. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
А это можно подробнее? Если ещё и ссылочку...
Но ты спросил первым . Отвечаю. Конструкторские базы со всеми окончательными допусками от них мы видим только на чертеже детали. На всех промежуточных (до последней) операциях допуски шире, а выбираемые базы не столь точны, пока они с припусками. Центровые отв., понятно, не в счёт, если они есть только технологическая база. А если конструкторская (бывает), то допуски от них всё равно грубее окончательных. До снятия последнего припуска. на практике разве не так? |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.08.2005
Сообщений: 2,556
|
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Так может дело не в технологии машиностроения и не в машиностроении вообще, а именно в нити сознания?
![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор (машиностроение) Регистрация: 22.07.2010
Минск
Сообщений: 532
![]() |
Не богохульствуй!
__________________
Значки Минск http://forum.dwg.ru/showthread.php?p...=1#post1110790 |
|||
![]() |
|
||||||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Где конкретно почитать о терминологии -я в смежной теме говорил. Далеко недостаточно. Я говорил совершенно о другом. Валу в конструкции нужно только одно -чтобы не было биения шеек. А нарисовал конструктор биение однойшейки относительно другой, или биение обеих шеек относительно обшей оси -для работы вала не имеет значения, это ведь в физическом смысле одно и то же. Где в этой фразе "запрещено на чертеже детали рисовать центровые отверстия"? Цитата:
Цитата:
А есть еще такая штука, как искусственная база... В качестве домашнего задания, кстати, предлагаю вопрос -в каком случае пресловутые центровые отверстия используются в качестве искусственной базы? Бубырь-UA, прощу не подсказывать. Цитата:
У некоторых конструкторских баз вообще нет никакой шероховатости, в связи с тем, что они не сопоставлены ни с какими реальными поверхностями... |
|||||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
[quote=Солидворкер;916188]в каком случае пресловутые центровые отверстия используются в качестве искусственной базы?
Для меня как конструктора вообще всё, неиспользуемое при работе в механизме, а созданное на время (для изготовления, надёжной упаковки, транспортировки и т.п.) есть исскуственное. Но данный вопрос подразумевает, видимо, центра, которые после обработки срезаютя, чтобы и "следа от них не осталось". Так? А об остальном поговорим отдельно. Обещаю каждое утверждение подкрепить однозначной ссылкой на официальный источник. Так же как, например, в посте №18 о запрещении ц/о. согл. ГОСТ 2.109 п. 1.1.15. Offtop: — раз уже нам не до автора темы и его просьбы помочь. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Цитата:
![]() Цитата:
Почему не до автора? Вопрос-то был про выбор баз, вот мы о базах и говорим. Ты считаешь, что это могут быть только шейки подшипников, а я так не думаю. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Зачтено
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 08.03.2010
Сообщений: 1,048
|
Цитата:
![]() а я бы послушал чтобы проследить нити сознания, а то бывает по работе не могу правильного подкрепления своим утверждениям найти, хотя бы позаимствую чужие |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Нет. Не отстрелялся. Это только первый, кое-как... Подожди немножко — ещё и надоест — будешь кричать "да хватит уже, надоели..."
![]() Цитата:
![]() Всех с Днём Победы! Желаю долго помнить, трепетно отмечать и здоровья чтобы хватало не только на сто грамм! Последний раз редактировалось STAJOR, 09.05.2012 в 03:00. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 07.08.2008
Сообщений: 104
|
Извините за оффтоп, но раньше не сталкивался с машиностроительными чертежами. Хотел узнать , могут ли на сборочном чертеже все размеры быть справочными ? То есть если все предопределено рабочими чертежами деталей и собрать по другому нельзя, то проставляются габаритные, монтажные , установочные размеры , но делается приписка "Размеры для справок", да ?
Спасибо заранее |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Мы по-разному понимаем один и тот же текст. Что для одного "нельзя", то другому "иногда можно". Это разные предпочтения от различной специализации в работе. А что скажет нормоконтроль?
Цитата:
Цитата:
Насчёт объединения баз. Для изготовителя оно означает, что при контроле готовой детали он должен "вспомнить", что заменил конструкторскую базу технологической и вернуться к чертежу, который есть "закон для производства". Т.е. окончательный контроль производить согласно его святейшеству. Если есть сомнения, обратимся к нормоконтролёру (или к начальнику БТК?) — разрешат ли они не объединять базу измерительную с конструкторской? Offtop: По-хорошему! ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Можно наименование этого ГОСТа в студию?
Цитата:
Совмещения А при чем тут нормоконтроль? И потом, измерительная база не всегда физически может быть совмещена с конструкторской. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Пардон. Очепатка. Правильно — ГОСТ 24642...
Цитата:
![]() Для материалистов — всегда! Давай пример — решим вместе. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Имеется вал, у которого на концах совершенно одинаковые диаметры под подшипник. Диаметры эти будут не очень круглыми в пределах допусков, т. е. в одной и той же плоскости получим разные замеры. На призме, при вращении вала, разные диаметры будут по разному лежать по глубине на призме, т.е., будут перемещать ось вала. И если при этом замерять, например, биения других диаметров на этом валу, то даже при идеальном совпадении осей всех диаметров будут показаны биения с добавлением "тряски" на призме. Т.е. нормальная деталь может быть забракована.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор (машиностроение) Регистрация: 22.07.2010
Минск
Сообщений: 532
![]() |
Цитата:
__________________
Значки Минск http://forum.dwg.ru/showthread.php?p...=1#post1110790 |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Цитата:
Межосевое расстояние между двумя отверстиями. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Цитата:
![]() (напр. 60 град.). Но "броски" по горизонтали уменьшатся в разы, что и требуется. Ещё один малоизвестный момент: для большей точности нужно бы сменить наконечник (есть их набор). Для обычного, с шариком, родная стихия – плоскости (контроль торцового биения, отклонений формы плоских поверхностей...). |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
В горизонтальной плоскости, понятно, ось "трясти" будет меньше, но ведь индикатор-то привязан не к оси, а к диаметру, который из-за "тряски" оси по вертикали будет постоянно "превращаться" в хорду...
|
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Броски по горизонтали могут быть больше, чем по вертикали. Это зависит от геометрии окружности. А чтобы избежать таких бросков - изготовление и контроль вести по возможности от оси.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
В этом месте конечно ГОСТ 21495.
![]() Цитата:
Здесь можно применить две оправки, называемые "легкоконусными", на концах которых нормальные мерные цилиндры. Они создают прилегающую поверхность, как и требуется по определению. Есть и другие схемы. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,283
![]() |
Цитата:
![]() Вот теперь все встает на места ![]() Только я еще раз хочу повторить, что радиальное биение шеек вала относительно общей оси и биение одной из шеек вала относительно оси другой -физически эквивалентны. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
А если подумать? Посмотрим на два рисунка. На одном – в сечении призмы круг. На другом тот же круг с провалом в точке контакта с призмой. Разве центр круга может при этом рухнуть вниз меньше, чем вбок?! При угле 120, 90, 60... (Так же, если не впадина, а выступ, только будет не провал, а подскок).
Offtop: Неужели у всех рабочая суббота? Погуляем, штоли? Последний раз редактировалось STAJOR, 12.05.2012 в 16:56. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Если угол призмы 90 градусов, то окружность с лыской переместится вниз и вбок одинаково, а если в месте контакта на другой поверхности призмы на окружности будет выступ, то горизонтальное перемещение оси будет больше вертикального.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Цитата:
"изготовление и контроль вести по возможности от оси." — цитата от uraltay. Кто ж против? Тем более, если уверен, что подвижный центр не подведёт. Другое дело, что все знают, как правильно измерить биение, но по разным причинам "режут углы". Повторим для полноты картины. Шаг первый: при помощи скобы или измерительной машины строим графики некруглости базовых шеек в сечениях, где потом встанут тела качения подшипников (или середины подшипников скольжения). Шаг второй: ставим в центра и снимаем графики в тех же сечениях. Сопоставляем графики первого и второго шага и определяем отклонение от соосности между измерительной и конструкторской базами. Шаг третий: при контроле биения вспомогательных баз учитываем полученную несоосность. Только этот результат можно честно сопоставить с допуском на чертеже. Аналогично при контроле в призмах. Только проще – нет второго шага и связанных с ним расчётов. Как видим обошлось без оси вращения и прочих осей "из головы". Всё пощупали и даже нашли ось центров и ось базовую. Добавлю гадостей. Межцентровое расстояние для двух отверстий в тонкой пластине ![]() Гадость ждал, но другую ![]() Только ещё раз хочу повторить, что радиальное биение шеек... — сообщение от Солидворкер. Если разные величины, то всё равно физически одно и то же? Будем отрывать физику от математики? Могу только тоже повториться. Представь схему осей верхнего рисунка поверх схемы нижнего (п.3.4.1, ГОСТ 24642). Как увидишь, во сколько раз вырастет несоосность, надеюсь, передумаешь. Последний раз редактировалось STAJOR, 15.05.2012 в 15:27. |
|||
![]() |