Методика преподавания САПР в ВУЗах
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов > Методика преподавания САПР в ВУЗах

Методика преподавания САПР в ВУЗах

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 06.04.2015, 00:00 #1
Методика преподавания САПР в ВУЗах
Qzma
 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7

Доброго времени суток.
Уважаемые форумчане! требуется Ваша помощь.
Учусь в аспирантуре и по совместительству работаю ассистентом на кафедре технологии машиностроения, и вот в рамках данной работы возникла серьезная проблема - непонимание методик обучения системам автоматизированного проектирования (Машиностроительные САПР среднего уровня). Суть проблемы заключается в том, что все учебники, статьи и иные труды о САПР по сути представляют собой наборы действий, необходимых для выполнения той или иной операции при построении моделей. При этом в них не описывается теория, например, необходимость при построении трехмерных моделей следовать принципам совмещения баз, а уж о том, что необходимо минимизировать количество вводимых параметрических переменных при моделировании вообще ни слова.
Также не смог найти систематических сведений о процессе и применяемых, в твердотельном моделировании, принципах построения моделей вне зависимости от используемой САПР.
В связи с этим возник вопрос: как Вам преподавали системы автоматизированного проектирования (Интересны любые направления и специальности), и есть ли у кого достойные примеры, опираясь на которые можно было бы разработать собственный курс.
Заранее благодарю за потраченное на меня время и извиняюсь за ошибки при написании данного текста.
Просмотров: 4061
 
Непрочитано 07.04.2015, 16:38
#2
7Александр

инженер технолог строитель
 
Регистрация: 14.02.2010
г. Харьков
Сообщений: 1,379


Сам не могу, а другого научу?
7Александр вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 16:54
#3
Liukk

нестандартное оборудование, Пневмо-Гидро Системы
 
Регистрация: 28.12.2011
СПб
Сообщений: 1,709


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Машиностроительные САПР среднего уровня
Уточните, с какими программами сталкивались.
Liukk вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 17:01
#4
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Эти моменты уже относятся не к изучению САПР, а к оптимизации работы в нем. Т.е. вопросы как бы "в продолжение".
Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
необходимость при построении трехмерных моделей следовать принципам совмещения баз,
Поскольку погрешностей построения модели как бы нету (модель всегда "в ноль"), то данный момент можно и исключить вообще. Ест-но, координатная система должна быть одна, с этим вопросов нет (локальные плоскости и оси не в счет, если они завязаны с МСК). Но вытягивать бобышку, например, совсем необязательно от плоскости, от которой на чертеже задан размер.

PS К тому же, то и дело на разных форумах возникают попытки создать некий стандарт порядка проектирования моделей и даже удобного для всех расположения примитивов по слоям. Но всегда такие темы не приходят к одному знаменателю и затухают. В конечном счете, вся "стандартизация" заканчивается пределами одного предприятия.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.04.2015, 17:09
#5
Qzma


 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7


Цитата:
Сообщение от 7Александр Посмотреть сообщение
Сам не могу, а другого научу?
Как раз наоборот могу, а что самое главное хочу. Данная тема необходима для расширения собственного кругозора о методиках преподавания, которые возможно в будущем будут использованы при создании курса по машиностроительным системам автоматизированного проектирования качественно иного уровня.
Например, при конструировании деталей в САПР существует возможность использования типовых конструктивных элементов, таких как фаски, сопряжения, отверстия и т.д., но в учебниках просто констатируется факт их наличия и расписываются правила построения без объяснения критериев оптимальности выбора того или иного варианта. Так внешне одинаковую фаску можно построить несколькими путями, а вот математическое описание модели будет различным, в одном случае будет задан одинаковый отступ от скашиваемого ребра, в другой отступ и угол, а это разные наборы переменных, следовательно и разные возможности последующего использования модели в различных пакетах.
Обучать же студентов по имеющимся учебникам хоть и можно, но на мой взгляд несколько не правильно. Собственно так и возникла идея данной темы, как места обмена опытом при преподавании и изучении САПР как машиностроительного так и любого другого.

----- добавлено через ~1 мин. -----
Цитата:
Сообщение от Liukk Посмотреть сообщение
Уточните, с какими программами сталкивались.
Autodesk Inventor, AutoCAD, КОМПАС.

----- добавлено через ~4 мин. -----
Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
Поскольку погрешностей построения модели как бы нету (модель всегда "в ноль"), то данный момент можно и исключить вообще.
Как раз таки есть, пользователь сам может выставлять какой размер ему использовать: один из предельных, номинальный, или средний.

Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
Но вытягивать бобышку, например, совсем необязательно от плоскости, от которой на чертеже задан размер.
А как же последующая автоматизация технологической подготовки?

Последний раз редактировалось Qzma, 07.04.2015 в 17:23.
Qzma вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 17:33
#6
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


для преподавания общих принципов возьмите классическую программу (какой нибудь CAD начала 90х) или открытую типа Salome-Platform или Freecad и изучайте базовые действия на которых работают все 3д ядра - в том числе и коммерческие. Изучение ISO на формат STEP (стандарт CAD геометрии) тоже будет helpful.
Также может быть можно взять за основу библиотеку OpenCascade и спецификацию к ней, написать какой то модуль.
В сущности цель обучения - объяснение принципов, как оно рабоает. Чтобы на старших курсах они легко осваивали любой коммерческий CAD

Последний раз редактировалось ETCartman, 07.04.2015 в 17:38.
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 18:32
#7
Громов Владимир

Инженер
 
Регистрация: 24.05.2008
г. Москва
Сообщений: 13


САПР сдохла в 70-ых годах прошлого века, поэтому САПР - это миф. Нужна новая терминология. Без слова "Система", потому что система типа "список" - это не система типа "процесс".
Громов Владимир вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 20:03
#8
Liukk

нестандартное оборудование, Пневмо-Гидро Системы
 
Регистрация: 28.12.2011
СПб
Сообщений: 1,709


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Autodesk Inventor, AutoCAD, КОМПАС.
Как работать в 3D AutoCAD"e - вообще не понимаю, не понимаю как строители в нём работают, да ещё и нахваливают.
Учебники по компасу действительно довольно странные. У меня перед компасом был SolidWorks, но всё равно изучать пришлось методом "тыка" и постоянно теребить коллег по работе. Хороших видеоуроков скачать тоже не получилось.
В Inventor'e практически не работал, но по Inventor'у есть очень хорошие видеокурсы от компании Lynda.com, они на английском, но методика очень хорошая.
По Solidworks'у (в дополнение к Lynda.com) очень понравился курс Solidprofessor.
Думаю, что из вышеперечисленной троицы лучше остановиться на инвенторе, иначе у студентов мозги точно набекрень съедут, ибо в разных программах для выполнения одних и тех же действий требуется нажимать разные клавишы.
Ну а если просто для знакомства студентов с 3D моделированием, то попробуйте SketchUP - вот уж проще не бывает и интуитивно всё понятно. (уроки от Линды также есть)
Liukk вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.04.2015, 21:28
#9
Qzma


 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7


Цитата:
Сообщение от Liukk Посмотреть сообщение
Думаю, что из вышеперечисленной троицы лучше остановиться на инвенторе
Обучение в любом случае будет идти в применением Inventor'а, так как для студентов и учебных заведений autodesk выдает бесплатные лицензии, к тому же после изучения одной из программ переход на другую труда обычно не составляет.
А по поводу трехмерного моделирования в autocad'е я полностью солидарен с Вами.
Qzma вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 22:52
#10
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Про инвентор не скажу (говорят что простой довольно), но Солидворкс не желателен для обучения, потому что довольно сложная программа и много функций, отчасти дублирующих друг друга. Отчасти это плюс для работы (потому что по мере накопления знаний и опыта вопрос о сложности не стоит, а вопрос эффективности и многообразия путей актуален всегда).
Тут дело по моему не в программе а в основных принципах (вытяжка-рез, булевы операции, сборки, работа сверху вниз и снизу вверх, коллективная работа, специфические операции типа гибки-развертки). Компас вроде бы получил функции для работы сверху вниз (что несомненно важно) - в последней версии.
Автокад конечно вообще не 3д и никогда не был им в полной мере.
ETCartman вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.04.2015, 23:30
#11
Qzma


 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7


Цитата:
Сообщение от ETCartman Посмотреть сообщение
Тут дело по моему не в программе а в основных принципах
В том то и дело, что моя дисциплина называется "Твердотельное моделирование в машиностроении" (60-56 ак. часов практических работ), а основной идеей, которую хочу вложить в данный курс, является изучение принципов и основных правил моделирования, где в качестве примера их реализации используется Inventor.
Следуя данной идее и начал готовить курс из нескольких разделов в которые входят: Модели; Сборки; Чертежи.
Сейчас работаю над первым разделом куда уже включил:
Типы моделей, и САПР;
Общий алгоритм построения твердотельных моделей;
Типы операций;
Общие правила построения эскизов (их определенность, параметризация;
частные случаи кинематической операции: выдавливание и вращение, и специфика подготовки эскизов для них;
Вспомогательная геометрия;
Типовые конструктивные элементы;
Ну и план на две ближайшие темы есть.

Цитата:
Сообщение от ETCartman Посмотреть сообщение
сверху вниз и снизу вверх
Сверху-вниз это построение деталей в рамках сборки и задание свойств адаптивности, или же построение принципиальной схемы в виде эскиза и последующая проработка деталей?
Сколько не пытался (хотя скорее всего так пытался) так и не смог пока разобраться с нисходящим проектированием в системах, когда в качестве основы выступает эскиз будущего механизма, если сможете подсказать буду очень признателен.
Qzma вне форума  
 
Непрочитано 07.04.2015, 23:42
#12
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Сверху-вниз это построение деталей в рамках сборки и задание свойств адаптивности, или же построение принципиальной схемы в виде эскиза и последующая проработка деталей?
Сколько не пытался (хотя скорее всего так пытался) так и не смог пока разобраться с нисходящим проектированием в системах, когда в качестве основы выступает эскиз будущего механизма, если сможете подсказать буду очень признателен.
И так и эдак по идее. Тут главное по моему дать понятие как нужно собирать модели чтобы части были зависимы между собой по минимуму. И при этом модель оставалась в целом гибкой для изменений. Это довольно сложно постигнуть без понимания функциональных зависимостей, которые напрямую к CAD не относятся. Главное дать понятие какие функции CAD в целом служат этой функции, и именно гибкости проектирования и минимуму усилий при перестроении модели. Можете дать пример типа коробки передач с разными передаточными отношениями и даже разным количеством зубчатых колес. Пример какой нибудь сборной (на болтах) металлоконструкции будет работать хорошо. Как например построить модель, чтобы конструкцию было легко (изменением нескольких параметров) поменять - ширину, длину, сечения элементов. Сами детали-сборки это практически очень неэффективный метод, требует перестроения всего с нуля при изменении модели. А параметризация должна обязательно учитывать отношения и зависимости деталей в сборке (иначе "проектирование" в 3д отпадает как таковое в принципе - придется проектировать на бумажке и строить каждый раз модели с нуля)
В результате студенты должны понять смысл и основную идею CAD и почему именно computer aided design (потому что просто 3д модели к этому термину отношения не имеют, этой цели вообще служат иные типы программ - вроде 3д макс, блендер и так далее - принципиально разные по сути, форматам представления геометрии и так далее). По идее смысл образования как раз не забивать голову деталями, а сделать так чтобы человек сев за любую программу сразу задавал вопрос "а где тут эта функция?" и находил соответствующий ответ (от функционального понимания - к кнопочкам и интерфейсам а не наоборот).
Но то что я выше писал - о CAD геометрии, форматах и принципах описании тоже было бы полезно по моему дать. Хотя бы создайте куб, сохраните в STEP и покажите как открыть текстовым редакторам и что там внутри. Хотя бы представление о сеточной и CAD геометрии должно быть (и в чем отличия) - это очень поможет им потом на практике.

Последний раз редактировалось ETCartman, 08.04.2015 в 00:07.
ETCartman вне форума  
 
Непрочитано 08.04.2015, 09:24
#13
Liukk

нестандартное оборудование, Пневмо-Гидро Системы
 
Регистрация: 28.12.2011
СПб
Сообщений: 1,709


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Сколько не пытался (хотя скорее всего так пытался) так и не смог пока разобраться с нисходящим проектированием в системах, когда в качестве основы выступает эскиз будущего механизма
Не вполне уверен как это в Инвенторе, но в SW делается примерно так - создаётся эскиз, потом он сохраняется как новая деталь (или наоборот, но не суть) и далее работам уже с деталью, причём можно не выходить из сборки, видны все сопрягаемые детали. Я работаю в SW 12 и обычно вчерне создаю деталь, вставляю её в сборку и редактирую деталь не выходя из сборки. (компас 15, в отличие от 13, позволяет так работать, SW 12 тоже (в более поздних не работал, может там удобнее))
Liukk вне форума  
 
Непрочитано 08.04.2015, 09:26
#14
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Цитата:
Поскольку погрешностей построения модели как бы нету (модель всегда "в ноль"), то данный момент можно и исключить вообще.
Как раз таки есть, пользователь сам может выставлять какой размер ему использовать: один из предельных, номинальный, или средний.

Цитата:
Но вытягивать бобышку, например, совсем необязательно от плоскости, от которой на чертеже задан размер.
А как же последующая автоматизация технологической подготовки?
Неудивительно слышать такое, если опыт только с этими тремя пакетами был. И при этом нет опыта на производстве.

1. Просто нормальная ситуация, когда модель сделана только по номиналу, а уж на станке потом через корректоры инструмента и сдвиг нуля программы смещают инструмент для получения допуска.

2. То, что бобышка идет от плоскости прилегания, например, а не от плоскости задания размера, не означает проблемы с последующей автоматизацией. Тем более что конечный размер можно задать и пересчетом, и через измерение (это тоже параметрический элемент), или ещё как-нибудь по-другому.

PS Я по опыту работы в NX говорю. И ещё неплохо будет заметить, что для практической пользы 3D в автокаде преподавать (по крайней мере машиностроителям) смысла не имеет. Компасом для этой цели тоже не очень хорошо пользоваться, хоть и лучше АКАДа. Inventor... Ну, в нем, говорят, уже можно работать. Но более распространенные системы это 3 кита, прежде всего - NX, Creo, CATIA и плюс всем известный SW. Если их нет в учебном процессе, то обучение будет постольку-постольку.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.04.2015, 09:41
#15
Qzma


 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7


Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
плюс всем известный SW
Так инвентор и солид друг от друга отличаются разве что видом иконок.
Qzma вне форума  
 
Непрочитано 08.04.2015, 09:45
#16
Солидворкер
Moderator

Конструктор (машиностроение)
 
Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,268
<phrase 1=


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Так инвентор и солид друг от друга отличаются разве что видом иконок.
Не совсем. Идеология некоторых модулей другая. Хотя базовые операции, естественно, одинаковые.
Солидворкер вне форума  
 
Непрочитано 08.04.2015, 16:06
#17
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


базовые операции есть даже во Freecad (хотя у него конечно фишка в пайтон интерфейсе)
1 Параметрические эскизы (кроме сплайнов)
2 вытяжка-резка-вращение-булевы операции - фаски и тд
3 элементы сборки (хотя основной сборочный модуль пока только в исходниках)
Практически можно создать много разных, практически любых деталей и собрать их (передав в STEP для обмена). Но основная фишка CAD все таки в получении "резиновых" параметрических моделей в сборке - а это как раз работа сверху вниз.
И конечно коллективная работа тоже - потому что сложно создать что то сложное одному специалисту. Но студентам по моему просто понятие можно иметь. Достаточно каких нибудь видеоуроков. Все равно фактическое обучение всегда происходит в процессе конкретной самостоятельной работы, но если человек начал без знания базовых вещей то это замедляет получение опыта.
ETCartman вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 10.04.2015, 00:19
#18
Qzma


 
Регистрация: 03.01.2012
Сообщений: 7


Цитата:
Сообщение от ETCartman Посмотреть сообщение
Но основная фишка CAD все таки в получении "резиновых" параметрических моделей в сборке
Так эти же "резиновые модели" могут быть получены лишь в случае правильного задания наборов ограничений и параметрических переменных, а это отсылает к тому, что необходимо понимать не только как сделать тот или иной элемент, но и почему его требуется так делать именно так а не иначе.
Qzma вне форума  
 
Непрочитано 10.04.2015, 00:38
#19
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


Цитата:
Сообщение от Qzma Посмотреть сообщение
Так эти же "резиновые модели" могут быть получены лишь в случае правильного задания наборов ограничений и параметрических переменных, .
Нет, в общем случае при работе сверху вниз с формулами заморачиваться не надо. Просто правильно наложить ограничения каркас-элементы. По параметрическим формулам так где угодно можно (вплоть до того что dxf сгенерировать в программе на экселе/бэйсике - то есть никакой CAD не нужен). Формулы и матмодели это отдельный разговор и конечно они зачастую дают преимущества - для этого пользовательские языки программирования и изучают на других курсах (и всякие матлабы - пайтоны-scilab-ы)
Простой пример - сборки: консоль и подпорка на болтах снизу. Меняете угол - сборка перестраивается автоматически, консоль удлиняется. Смысл же компьютерного дизайна - быстро варьировать модели и их параметры (попутно быстро определяя нужные вам потребительские свойства) чтобы сосредоточиться на проектировании а не 3д моделировании с черчением. Не человек для программы а программа для человека, если коротко.
В принципе серьезно изучать CAD без связки с расчетными программами (в случае машиностроения - программами симуляции движения, моделирования гидравлики и и тд) довольно нелепо. Это потому что перестроив модель вам надо ее быстро оценить. CAD это и есть набор модулей в принципе, в котором 3д моделирование и черчение играет вспомогательную роль а не главную. Но в вашем случае если студенты на начальных курсах - им конечно можно ограничиться базовыми операциями.

Последний раз редактировалось ETCartman, 10.04.2015 в 02:22.
ETCartman вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов > Методика преподавания САПР в ВУЗах