|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
|
![]() |
Поиск в этой теме |
|
||||
Программист широкого профиля. Регистрация: 08.09.2005
Челябинск
Сообщений: 722
|
Возник у меня с одним велосипедистом спор.
Требуется мнение высококвалифицированных независимых специалистов. Он утверждает что цепь вытягивается за счет удлинения пластин. А вот я, вспомнив курс Технической механики > Детали машин > Цепные передачи, прикинул что вытягивание происходит за счет износа шарнирных соединений в результате трения втулок об оси в момент перегиба цепи на звездочке. вот так выглядит цепь [IMG]http://s52.***********/i136/1006/61/5078a3943c76.jpg[/IMG] а вот так выглядит износ оси шарнира [IMG]http://s60.***********/i167/1006/4b/932a2c92be2d.jpg[/IMG] а тут показано отрицательное воздействие вытянутой цепи на звездочку [IMG]http://s003.***********/i203/1006/cb/d16266ff36c3.jpg[/IMG] Мое мнение: Когда ось получает вышеуказанный износ цепь начинает вытягиваться. А насчет вытягивания пластин у меня мнение такое: Велосипедная цепь может выдержать нагрузку на разрыв выше тонны, если не две, а велосипедист вряд ли оказывает на нее нагрузку выше 100кг. Поэтому ждать пластической деформации пластины цепи придется очень и очень долго, скорей она проржавеет насквозь от кислотных дождей, чем начнет безвозвратно деформироваться. Впринципе спор не об этом. Разговор наш сначала зашел про то что спорщик говорит что у него через 6000 км пробега цепь вытягивается до предела и он ее постоянно меняет. Плюс ко всему утверждает что он такой крутой спортсмен, и жмет на педали с такой силой, что пластины цепи начинают удлиняться. А я ему посоветовал через каждые 3000 км разогреть солидол или графитку до жидкого состояния и прокипятить в нем цепь чтобы густая смазка будучи в жидком состоянии смогла протечь под втулки и таким образом смазать шарниры для увеличения срока жизни цепи. Ну или в крайнем случае раз в неделю купать ее в масле. И привел себя в пример. Я за сезон проезжаю 3000 км и каждой весной варю цепь в графитке и в итоге за 4 года эксплуатации даже не задумываюсь о ее замене. А он мне не верит и говорит что я нихрена не понимаю в велосипедах типа он и его знакомые профессиональные велобайкеры по два раза в год цепь меняют. вопросы спора: Я утверждаю: что вытягивание происходит за счет износа шарнира и кипячение в солидоле продлевает жизнь цепи минимум в два раза. Пластическая деформация пластины цепи при ее прочности в этом вопросе не уместна (пренебрегаем). Он утверждает: что вытягивание происходит за счет удлинения пластины и смазка шарнира кипячением в солидоле или купанием в масляной ванне не оказывает никакого влияния. кто из нас прав? |
|||
![]() |
|
||||
Engineer Регистрация: 05.09.2003
New-York
Сообщений: 10,288
|
Пусть его знакомые велобайкеры измерят длину звена в старой цепи и сравнят с новой. И сразу получится правильный ответ. Я лично сравнивал длину полной цепи-новой и старой. Цифры не помню, но где-то они равнялись длине нескольких звеньев. Хотя смазывал цепь регулярно, иногда варил в солидоле. Прозжал также по 3000км за сезон. А смазывать надо не от износа, а от скрипа
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 08.02.2008
Где-то
Сообщений: 8,460
|
Смазывать надо от преждевременного износа - его величество, трение. А скрип - это сигнал для этого.
А какая, к чертям, разница, от чего цепь вытягивается? От знания этого у столь пытливого велосипедиста велосипедные достижения выше станут? Вот если бы он инженером был, он придумал бы невытягиваемый тип цепей велосипедных и попал бы в Книгу технических рекордов. "Любое мнение ошибочно по определению..."(с) Вообще, тот спор ни о чем, поскольку это явление естественное. Не вдаваясь в подробности, любое трение приводит к износу, а напряженное (силовое и "быстроходное") трение - еще и к удлинению в цепных передачах. Кроме этого, трение сопровождается нагреванием, а нагрев приводит к расширению, а цикл "нагрев-охлаждение", в конечном счете, снижает механические свойства металла (твердость сменяется пластичностью, структура стали меняется - проще говоря). Не надо искать причин удлинения, просто пусть имеет десяток цепей на спортивный сезон. ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Цитата:
Sram соединительный замок цепи слева(сверху), а справа(снизу) Велосипедная цепь Shimano CN-HG50 ![]() ![]() так вот, для начала, определим длину цепи... то есть начнем "от печки" ну и чтобы ограничить глобальность темы попробуем пообщаться со спортивным велосипедом. Для начала аксиома Вытягивание цепи обусловлено не физическим удлинением ее пластин, а износом осей звеньев, так что mmax прав, а его оппонент ошибается ![]() а вот и пример, как выглядят две одинаковые цепи новая и изношенная. ![]() ![]() ![]()
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I Последний раз редактировалось T-Yoke, 19.06.2010 в 15:39. |
||||
![]() |
|
||||
Программист широкого профиля. Регистрация: 08.09.2005
Челябинск
Сообщений: 722
|
Цитата:
И термическая нагрузка +-5 гр С вряд ли вообще повлияет на кристаллическую решетку. |
|||
![]() |
|
||||
Цитата:
![]() ![]()
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 16.10.2007
Сообщений: 3,101
|
Велосипедные цепи расчитаны примерно на передачу 200 кг силы. Постоянной. Kак известно есть и ударные нагрузки. Но это цепъ выдерживает, а в остальном просто стирается. Это же просто подшипник скольжения, причём в экстремальных условиях загрязнения и плохой смазки. Ну зачем варить в солидоле? Естъ современные аэрозольные масла для цепей, как велосипедных, так и мотоциклетных. А до этого промыть от грязи бы надо, а не просто маслом полить. Кроме того изнашиваются и звёздочки. Это приводит к ударным и другим не хорошим нагрузкам. Вообщето с цепью надо бы и звёздочки менять, и наоборот. Но это по карману только профессионалам. Ну и 3000 км для цепи наверное достаточно. И наконец - есть дешёвые и есть дорогие цепи... и лисопеды.
p.s. Кстати у танков те же самые проблемы. |
|||
![]() |
|
||||
Программист широкого профиля. Регистрация: 08.09.2005
Челябинск
Сообщений: 722
|
|
|||
![]() |
|
||||
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372
|
Цитата:
Вот когда цепи было сложно купить, а делать было нечего, и занимались этой самой проваркой. "Увлекательная" процедура! Хотя, конечно, есть любители ритуалов - уважаю. |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Ну планово-предупредительные ремонты снимают все проблемы, да и цепей я в нем особо не заметил... Я думаю если бы на велосипеде цепь поливалась маслом так же интенсивно как бортовые коробки в танке то фиг бы ей чего сделалось.
касаемо пластики звеньев, то это же элементарный сопромат - пусть ширина звена цепи в "талии" звена 5мм, толщина 1мм, итого 5мм^2 на щечку, 10 на цепь... сигма там у нас... ну пусть 350 Ньютонов, ну и килограмм 350 на ура. А чегото мне подсказыват что 5мм это я както скромно беру... велосипедист весит ну сотню кило, ну педаль к шестеренке 1 к 2 примерно... если педали к ногам ни прикручены то _физически_ нельзя цепь потянуть сильнее пары сотен - просто седока приподнимет и все... На смятие расчет выглядит в цепи гораздо подозрительнее. Посему удлинение видимое только за счет износа. Пластика в металле есть всегда, но в данном случае её видно только под электронным микроскопом будет - перемещение дефектов к границам зерен. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 08.02.2008
Где-то
Сообщений: 8,460
|
Об износе осей, втулок, валиков я не говорил специально. Это более чем очевидно. Кроме картинки автора, где это явно, можно убедиться также, если "согнуть" цепь новую и изношенную в плоскости, параллельной щечкам.
Добавил лишь некие дополнительноые факторы - причин для удлинения полно. Все движущееся изнашивается, я только не понимаю идею такого спора велосипедиста с автором - ну разобрались в причинах, дальше что? Как выбрать правильную цепь? Или как восстановить? Когда-то в юности я участвовал в велопробеге на 10 км и один из участков был брусчаткой и длиной около километра - дык цепь после гонки просто колыхалась и болталась. А, бывало, и срывалась с зубьев... |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 16.10.2007
Сообщений: 3,101
|
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
проектирование гидротехнических сооружений Регистрация: 20.02.2006
Москва
Сообщений: 5,022
|
Ну на счёт ударных нагрузок - я бы поспорил с mmax. Речь конечно не об обычных ездоках, а об экстрималах и т.п. - Я несколько раз видел как рвались цепи и даже отламывались куски звёздочек. Обычно это происходит при резком "налягании на педали" или при переключении скоростей.
Кстати, на белосипедах для кросс-кантри я думаю не поможет кипячение цепи в масле. Мне кажется там большее значение имеют значительные ударные нагрузки, возникающие в каждом из соединений цепи, и каждый "цилиндрический штамп" с силой вминается в пластину. Здесь смазка не поможет. А про срок службы: Велотурист, при правильном уходе за цепью, может на одной цепи проехать и несколько десятков тысяч км, потому как ударных нагрузок на цепь практически никаких. В то же время велосипед использующийся для регулярных кросс-кантри заездов врядли долго протянет, даже с регулярным обслуживанием цепи и звёздочек. Ударные нагрузки, разрушающие звенья цепи на каждый км пробега в десятки и сотни раз чаще возникают, чем у дорожного велосипеда. Потому и меняют цепи так часто. В то время как на старых наших отечественных велосипедах типа Камы, Аиста, Туриста можно было всю жизнь на одной цепи откатать. Давайте посчитаем про эксплуатацию: у меня хард-тэйл, накатать за одну поездку более 50км у меня здоровья не хватает. Если кататься регулярно, скажем 3 раза в неделю - получается 150км в неделю, 600км в месяц. Сезон велосипедный май-сентябрь (5 месяцев) - 600х5=3000км за сезон. Ну это же нормально - за один сезон цепь одну откатать, поменять, и следующий сезон с новой цепью начать? О чём спорить? Что лучше в конце сезона снять цепь и варить её в солидоле? Да ну, бросьте... |
|||
![]() |
|
||||||
Регистрация: 20.01.2009
Сообщений: 1,170
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
В части бессмысленности кипячения в солидоле и купания в маслянной ванне прав он. |
|||||
![]() |
|
||||
Программист широкого профиля. Регистрация: 08.09.2005
Челябинск
Сообщений: 722
|
Цитата:
Но в данном случае все ударные нагрузки принимают на себя рама, колеса и амортизаторы. У таких велосипедов задняя переключалка скоростей играет роль натяжника и компенсатора. Тоесть там цепь не жестко натянута если ее оттянуть пальцем то она свободно опустится до земли, а переключатель согнется, а если отпустить то переключатель выпрямится и натянет цепь обратно. Так что в отличии от "жестких" передач в момент изгиба рамы во время удара нагрузки на цепь не будет она компенсируется натяжником. Ну и колеса крутятся независимо от педалей и нагрузка возникает только когда колесо в зацеплении с землей и крутятся педали. Если колесо крутится а педали нет тоже на цепь нет нагрузок. Также если колесо крутится быстрее чем его педали крутят тоже нагрузки на цепь нет, педали в этом случае крутятся в холостую. Цитата:
Я просто доказываю человеку что если он велотурист и собирается проехать за неделю больше чем я проезжаю за все лето, то смазав цепь он на ней еще и следующим летом сможет немного покататься, а он не верит и ездит на не смазной. Помню читал какую-то повесть про советскую армию в мирное время. В общем там сюжет был такой: порвалась у самоходки гусеница во время учений, а она должна была была уничтожить условного противника во что бы это ни стало иначе войсковая часть терпела поражение и ей "поставят двойку". В общем эта самоходка оказалась ключевой фигурой учений. Размышления молодого лейтенанта были примерно такими: "Я же вчера видел, что гусеница ослабла и дал задание командиру расчета чтобы натянул, а он не выполнил. (Что-про натяжник впоминал, типа гайку можно было немного закрутить). Да и сам виноват. Вместо того чтобы проконтролировать выполнение задания пошел домой..." И вот тут у меня тоже сомнения закрались. А если износ дошел до такой степени, что гусеница порвалась, то какая разница натянута она или нет? Вот если бы он отдал приказ поставить новую гусеницу, но новые гусеницы в армии это нечто из разряда чудес, все равно никто не поверит, что в армии есть запасные части к машинам - бери сколько хочешь. Рассказ о том что в армии проблемы со снабжением не пропустит цензура, а то и вовсе врагом народа объявят. А так, редкий читатель знает из за чего рвутся гусеницы. Напишу, что из за ослабления никто разбираться не будет. А с другой стороны, если командир взвода считает, что гусеница порвалась из за того что не натянута, у читателя, который знает из за чего на самом деле рвутся гусеницы, может сложится впечатление что в армии служат неграмотные офицеры. |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Цитата:
![]() ![]() ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 20.01.2009
Сообщений: 1,170
|
Цитата:
Задний переключатель играет роль исключительно заднего переключателя. Функция натяжения цепи вспомогательная. Рама колеса и т.д. воспринимает ударные нагрузки только при прыжках и на колдоебинах. Но если ты резко с места надавишь на педали, то возникнет ударная нагрузка именно в цепи кассете и системе. И натяжитель цепи здесь абсолютно ничего не компенсирует, т.к. он натягивает исключительно ненагруженную ветвь цепи для того чтобы она не слетала со звездочек. И вот при таких нагрузках, особенно если крутой подъем, низкая передача (1:1, 1:20 и груженый велосипед, то цепь рвется так, что щечки штопором закручиваются. |
|||
![]() |
|
||||
Программист широкого профиля. Регистрация: 08.09.2005
Челябинск
Сообщений: 722
|
Сколько раз у меня рвалась цепь и на велосипедах и на мотоциклах все время это было по причине каким-то образом из за расклепавшегося штыря. Наклеп проваливатся в пластину она высвобождается и это дело все потом разгибается. Но ни разу пластины не рвались.
Все мои обрывы были такими: [IMG]http://s16.***********/i191/1006/4e/a7d3729342d4.jpg[/IMG] Цитата:
А в целом меня больше интересовало мнение инженеров, а не велосипедистов. Но оказывается есть инженеры-велосипедисты. Последний раз редактировалось mmax, 17.06.2010 в 13:00. |
|||
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Viewport и как задать масштаб для начинающих | N.G. | AutoCAD | 17 | 01.04.2010 13:24 |
как редактировать contents в свойствах текста? как привязать размер текста атрибута к размеру блока? | p-sm | AutoCAD | 3 | 13.08.2009 18:08 |
Русский МАТ - бессмысленный и беспощадный!!! Проснись Интеллигенция... | eugeny17 | Разное | 171 | 25.06.2009 16:12 |
Как изменить рабочую область а автокаде 2007? | hikkikamori | AutoCAD | 5 | 04.05.2009 00:15 |
Как добавить атрибуты в динамический блок? | Archeo | Динамические блоки | 20 | 17.11.2006 11:30 |