|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
|
![]() |
Поиск в этой теме |
![]() |
#1 | |
Монолитное перекрытие. Контурная балка. Кручение.
новичок
Ярославль
Регистрация: 19.06.2005
Сообщений: 3,396
|
||
Просмотров: 17438
|
|
||||
конструктор Регистрация: 18.03.2005
Кишинев
Сообщений: 1,641
|
p_sh
Не далее, как месяц назад, я выполнял расчет каркаса с плоскими (безригельными) перекрытиями. Остановлюсь лишь на контурной балке - ригеле. 1. Ввод ее обоснован критерием на продавливание плиты в сопряжении с колонной-пилоном. Это положительный аспект. 2. Отрицательные (проблематичные) стороны такой модели: громадные поперечные силы в балке. По поводу поперечных сил - это от сейсмических (горизонтальных воздействий. Без оных, такого может и не возникнуть... По поводу кручения: проблема может возникнуть при больших пролетах. Вместе с тем, вспомним, как работает плита, условно защемленная на континиумах и опертая на контур одной стороной или двумя угловыми сторонами. Благодаря цилиндрической жесткости поиты, концентрация происходит в углах и соответственно изгибающие моменты от плиты на опираемую балку передаются в зоне, близкорасположенной к узлу сопряжения с колонной. Т.е. предполагаемый крутящий момент в балке, окажется изгибающим к колонне. Какое-то кручение возникнет и в балке, зоны концентраторов все ж цепляют и балку. Это все легко проверить тестом. Я в своих расчетах Мкр не заметил, т.е. его влияния. Другое дело с поперечными силами... 3. Особенно плохо себя ощущает контурная балка в уровне перекрытия над жестким подвалом, имеющим оконные или дверные проемы. Именно в этих местах поперечная сила огромадная. Оно и понятно - соседство жестких простенков подвала с гибкими балками... Да, это опять от сейсмики... 4. По поводу возможных подводных камнях - они все же имеются: а). узел сопряжения балка-колонна-плита имеет конкретные габариты, ну уж не одна точка. б). дискретная модель плита-ригель-колонна так же далека от натуры - потеря континиума всегда кроет в себе подводные камни. в). насколько сопряжение плита-балка жесткое или шарнирное это тоже вопрос. г). и последнее: уровень НДС плитной части и колонны-балки в месте сопряжения совершенно разный для обозначенных составляющих узла сопряжения. Т.е. физическая нелинейность проявляется поразному для каждой составляющей части узла сопряжения и его окружения. Зафиксировать и учесть этот нюанс мы не умеем (я не умею), поэтому говорить о достоверном решении (результатах) приходится с опаской и с применением всевозможных перекрестных проверок, иногда прибегая и к частным (ручным) решениям, по крайней мере, обоснованным абстрогированием. Типа: я это не учел, но стопроцентно уверен, что реальные усилия и пр. здесь будут никак не больше, чем в этом частном случае. Но это уже "философия", а нам бы осилить геометрию, физику и историю, применительно к железобетону ![]() Зная, что:
__________________
В поисках истины приходится напрягаться |
|||
![]() |
|
||||
новичок Регистрация: 19.06.2005
Ярославль
Сообщений: 3,396
|
выкладываю РС для материализации предмета обсуждения (шаг колонн 6*6) нагрузка соответствует монтажной (вес 2-х перекрытий)
На левой схеме балка замоделирована с высоким расположением стержня, на правой схеме балка замоделирована с низким расположением стержня (характерно при моделировании в микрофе). Левая подбалка в каждой подсхеме замоделирована с учетом её габаритов , правая подбалка в подсхеме замоделирована без учета её габаритов. крутящие моменты (до 5.74 тм) обязуют устаналивать значительную поперечную арматуру. Поперечая сила также значительна - как справедливо вами замечено её (балку) устраиваем именно для восприятия поперечной силы. Появление крутящего момента является негативным, но сопутствующим эффектом. Обращаю внимание вот еще на какой момент - в виду того что жесткость балки не многократно превосходит жесткость плиты то часть вертикальной силы передается на колонну через плиту. Т.е. если принять за расчетную гипотезу - вся вертикальная нагрузка передается на колонну через поперечную силу балки- то поперечная сила в балке в данной расчетной схеме будет недооценена. [ATTACH]1160064354.rar[/ATTACH] |
|||
![]() |
|
||||
новичок Регистрация: 19.06.2005
Ярославль
Сообщений: 3,396
|
засылаю обновленную схему (правая схема - при отсутствии балки, левые по отношению к ней предидущие)
К примеру рассмотрим колонну находящуюся на краю плиты (по оси Б на РС) находящуюся в условиях по рис 6.12 в. Усилия для расчета на продавливание (по п. 6.2.49): N=33т M=10.5т сечение колонны 400*400 ho плиты 0.2м по п. 6.2.47 Fbult=Rbt*Ab=1050*((0.5+0.5+0.6)*0.2)=336 кН=~33.6т по рис 6.12 в. расчетный контур Lx=0.500м, Ly=0.600м. по п 6.2.51 для незамкнутого расчетного контура, состоящего из трех прямолинейных участков длиной Lx и Ly по рис 6.12 в. x0=(Lx^2+Ly*Lx)/(2Lx+Ly)=(0.5*0.5+0.6*0.5)/(2*0.5+0.6)=0.34375м Ibx1=Lx^3/6+2*Lx(xo-Lx/2)^2=(0,5*0,5*0,5/6)+2*0,5(0,34375-0,5/2)^2=0.020833+0.008789=0.029622 м4 Ibx2=Ly*(Lx-x0)^2=0.6*(0.5-0.34375)^2=0.01465 м4 Ibx=Ibx1+Ibx2=0.029622+0.01465=0.04427 м4 Wbx=Ibx/x0=0.04427/0.34375=0.1288 м3 Wbx=Ibx/(Lx-x0)=0.04427/(0.5-0.34375)=0.2833 м3 принимаем первое. по п 6.2.49 Mb.ult=Rbt*Wb*h0=1050*0.2833*0.2=59 кНм ~5.9тм при расчете по прочности по п 6.2.50 с учетом максимально возможной несущей способности армированного элемента при Fbult+Fswult=2Fbult и Mbult+Mswult=2Mbult получаем F/2Fbult+M/2Mbult=33/(33,6*2)+10,5/(5,9*2)=0,49+0,889=1,379>>1 т.е. условие 6.103 не выполняется. отсюда возникает необходимость в устройстве конструктивного элемента воспринимающего поперечную силу. В данном случае решено что это балка. [ATTACH]1160116508.rar[/ATTACH] |
|||
![]() |
|
||||
конструктор Регистрация: 18.03.2005
Кишинев
Сообщений: 1,641
|
p_sh
К Вашему тесту предлагаю некоторые уточнения (о чем я высказывался по поводу учета реальной геометрии). По аналогии с левой балкой, я в окружение средней колонн ввел стерженьки, моделирующие габариты колонны и контакт плиты и балки. Колонну я взял с сечением В/3, при h=400. И что? - исчезло кручение. Соглашусь, что моя модель не идеально, но все же является приближенной к реальной ситуации. Здесь можно что-то и поточнее, но это уже детали... [ATTACH]1160127725.rar[/ATTACH]
__________________
В поисках истины приходится напрягаться |
|||
![]() |
|
||||
инженер Регистрация: 25.04.2006
Москва
Сообщений: 1,207
|
В продолжении темы.. столкнулся с точно такой ситуацией:
конструирую бортовую балку - все бы хорошо, но на лировском расчете вылезла громадная поперечная арматура. Начал разбираться откуда у нее ноги растут - выяснилось что из крутящих моментов в узлах стыка с колонной. Попробовал считать вручную (по рекоммендациям к монолитным каркасам с плоскими перекрытиями) - через коэф. бета - получается, что в пролехах на балку может передаваться лишь 1/4 момента условного ригеля у крайней опоры. В моем случае - полная ерунда - 2-3кН*м. Какая доля изгибающего момента над крайней колонной переходит в крутящий момент балки - не разобрался. В МКЭ расчете чуть ли не весь момент на балку пришелся. Попробовал эксперементировать: Задал мелкую сетку разбиения перекрытия и замоделировал узлы стыка перекрытие-обвязка-колонна с жесткими телами. Крутящий момент в опоре балки снизился примерно в 2 раза по сравнению со стыком в одном узле, но даже при этом остался значительным. Вобщем пришел к выводу, что при стыковке элементов в 1 узле крутящий момент на опоре балки стоит определять как минимум с отступом от узла на половину ширины колонны и даже при этом он будет явно завышен. У меня 3 вопроса: 1. p_sh, Вы в своих расчетах в данной области к какому выводу пришли, как считаете/конструируете в таких случаях? 2. Как бы этот узел в ручную посчитать - посоветуйте методику 3. Какой у кого опыт конструирования обвязочных балок? Из тех проектов, с которыми мне приходилось работать -поперечная арматура стоит явно конструктивная. Может и не стоит особо заморачиваться. |
|||
![]() |
|
||||
новичок Регистрация: 19.06.2005
Ярославль
Сообщений: 3,396
|
Цитата:
2. по расчету на совместное действие крутящего момента (равного половине суммарного соответствующего изгибающего момента в колонне - если балка примыкает с 2х сторон) получалось 12 с шагом 100 - итого 4-х срезный хомут из 12 с шагом 100 т.е. считал супер упрощенно - по принципу выполнения условия равновесия в узле без учета неупругих. если посчитать более детально (с учетом длины проекции трещины) то наверное арматуры не надо будет ![]() ps можно уменшить усилие Мкр на воспринятое плитой по длине грани колонны. |
|||
![]() |
|
||||
проектирование Регистрация: 01.11.2006
Кемерово
Сообщений: 2,891
|
p_sh, единственное лекарство для МКЭ - учет габаритов сочленяемых конструкций (АЖТ или стержневые жесткие вставки), возможно, проверка работы узла в физнелине. Сгущение сетки, в совокупности с учетом габаритов, в зоне стыковки значительно сократит потери континуума. Кстати, Вы как подобрали жесткость стержневых КЭ, моделирующих жесткие вставки? Проверили достаточность их жесткости или на глазок, а то и по условному максимуму?
P.S.: и почему так много пользователей скада.. А у Вас балка не широкая? А то, может, следует задать пластинами. |
|||
![]() |
|
||||
новичок Регистрация: 19.06.2005
Ярославль
Сообщений: 3,396
|
там балка только рядом
![]() поперечная сила - приращение сжимающей силы с этажа крутящий момент - сумма моментов с верхней и нижней колонны (за вычетом оговоренного момента в плите на стороне колонны) |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 28.12.2011
СПб
Сообщений: 843
|
Подниму тему , кто то реально ставил в контурные балки вот такую поперечку ?
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Проектировщик Регистрация: 13.01.2011
Украина
Сообщений: 66
|
Хотелось бы тоже услышать ответ на этот вопрос. Столкнулась сейчас со значительным крутящим моментом в контурной вблизи опоры. И по расчету проходит только 12 да с шагом 75...
|
|||
![]() |
|
||||
Инженер-проектировщик Регистрация: 20.10.2006
Россия
Сообщений: 604
|
Цитата:
Выложите схему - может быть что-то смогу по ней подсказать |
|||
![]() |