Пара трения скольжения: Д16Т по стали
Реклама i
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Пара трения скольжения: Д16Т по стали

Пара трения скольжения: Д16Т по стали

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 18.12.2013, 14:39 #1
Пара трения скольжения: Д16Т по стали
Creator
 
конструктор (нестандартка)
 
Минск
Регистрация: 12.12.2007
Сообщений: 1,392

Нужно применить колесики, выточенные из дюралюминиевого прутка Д16Т. Материал колесиков замене не подлежит (по ряду причин). Все бы хорошо, да вот поискал значение коэфф. трения скольжения (в Анурьеве нет) дюралюминий по стали, и вот, что нашел 0,6 (для алюминия по стали - см. картинку). Это то же, что кирпич по дереву!
По интуиции, такая пара работать будет нормально, по крайней мере в условиях невысоких скоростей и средних нагрузок. На чем основывается моя интуиция:
1. Я где-то, когда-то, что-то похожее видел.
2. Реальный коэфф. трения будет ниже, ввиду того, что Д16, а тем более его термообработанный вариант Д16Т - тверже аллюминия.
3. Узел трения будет смазываться.
Кто-нибудь знает значение коэфф. трения для моего случая?
Буду признателен за высказывание любых дельных суждений по вопросу работоспособности данного узла.

Изображения
Тип файла: jpg Коэфф. трения.jpg (97.5 Кб, 1951 просмотров)
Тип файла: jpg Пара трения.jpg (48.5 Кб, 1726 просмотров)

Просмотров: 26035
 
Непрочитано 18.12.2013, 14:43
#2
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


А электрохимическая пара не учитывается? Сталь и люминь они сильно друг друга жрут...
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2013, 14:53
#3
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,371


Запресовать втулку из бронзы и не думать об этом. Мне кажется что дюраль по стали это не очень хорошо... В промышленом исполнении всегда видел запресованые или залитые втулки
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2013, 15:36
#4
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
Мне кажется что дюраль по стали это не очень хорошо
+1.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 18.12.2013, 15:38
#5
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
А электрохимическая пара не учитывается? Сталь и люминь они сильно друг друга жрут...
Узел будет работать на улице, но под навесом. Если есть реальный опыт эксплуатации подобной пары - насколько быстро корродирует?
На мой взгляд, окисная пленка аллюминия и пленка смазки, будут препятствовать протеканию тока, вызванного электрохимическим потенциалом.
Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
Запресовать втулку из бронзы и не думать об этом.
Не хотелось бы, это примерно в 3 раза удорожает колесико (цена бронзы + дополнительная трудоемкость).
Может быть заказать колесики из стали? Но там профиль продольного сечения - замысловатый, и нужна коррозионная стойкость колесика...
Creator вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2013, 15:44
1 | #6
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Если есть реальный опыт эксплуатации подобной пары - насколько быстро корродирует?
Опыта нет, но зато есть таблица гальванических пар - яндекс нашел один из форумов. Но и из школы тоже помню расшифровку этой таблицы. Железо-люминь там сильно противоположные значения чего-то там имеют
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 18.12.2013, 17:24
#7
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
Железо-люминь там сильно противоположные значения чего-то там имеют
Причем, согласно теории, аллюминий будет корродировать быстрее (это как корродирует цинк в контакте с железом). Но на практике я этого не видел, чтобы труха с деталей из Д16 сыпалась...

P.S.
Сходил по вашей ссылке, потом поискал соответствующий ГОСТ, оказывается есть такой!
Согласно ГОСТ 9.005-72 Допустимые и недопустимые контакты металлов, контакт аллюминиевого сплава Д16 (содержит медь) и вообще аллюминия со сталью, считается недопустимым, если сталь и/или аллюминий используются без покрытия.
С ГОСТом спорить не приходится. Раньше, я этой информации не знал.

Последний раз редактировалось Creator, 18.12.2013 в 17:41.
Creator вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2013, 17:28
#8
uraltay

конструктор-механик
 
Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
поискал значение коэфф. трения скольжения (в Анурьеве нет) дюралюминий по стали,
Определить самостоятельно для конкретных материалов с помощью динамометра или аккуратно столкнуть со стальной наклонной площадки алюминиевый брусок: тангенс угла наклона, при котором сползает брусок, и будет искомым коэффициентом.
__________________
Сделать просто очень сложно.
uraltay вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2013, 18:24
#9
Laborant

Демон на договоре
 
Регистрация: 26.06.2008
Новосибирск
Сообщений: 1,121
<phrase 1= Отправить сообщение для Laborant с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Если есть реальный опыт эксплуатации подобной пары - насколько быстро корродирует?
Есть-есть. И, причем, у многих.
Передние тормозные цилиндры в Жигулях и Москвичах, алюминиевый поршень, в стальной гильзе. Так продуктами коррозии зазор забивается, что, поршень просто заклинивает. При порваном пыльнике - за несколько месяцев.
А смазка прекрасно вымывается атмосфЭрными осадками. А уж, что она в смеси с пылью с парами трения делает, это просто прелесть, что за абразив.
Да. И я, конечно, прочитал, что материал колесиков замене не подлежит, но, может, все таки, хоть текстолит? Что там за нагрузки у вас? Хоть втулочку капролоновую или текстолитовую туда, а?
__________________
Ты пойдешь со мной?

Последний раз редактировалось Laborant, 18.12.2013 в 18:37.
Laborant вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 08:33
#10
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Laborant Посмотреть сообщение
Хоть втулочку капролоновую или текстолитовую туда, а?
Вот это хорошее решение, в отличие от бронзы или меди. Да и алюминий с медью, оказывается, ещё бо'льшую гальваническую пару составляют. Да и пластиковых втулок час всяких разных делают, можно даже поискать подходящий. Лучше из жесткого пластика, с наполнителем (армированный, по-другому).
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 10:13
#11
Малевич

конструктор (машиностроение)
 
Регистрация: 11.11.2009
Сообщений: 646


Втулить, однозначно. По кр. мере их дешевле выйдет поменять, если износ начнётся.
Насчёт совместимости - хр.з: на воротах люминь-заклёпки лет десять уже стоят и сыпаться пока не собираются. А вот с трением действительно беда, довелось прочувствовать в одной самоделке.
Малевич вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 10:38
#12
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Малевич Посмотреть сообщение
на воротах люминь-заклёпки лет десять уже стоят и сыпаться пока не собираются.
Ворота или нержавейка, или покрашено. А может, и заклепки анодированы или ещё чем покрыты.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 10:48
#13
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Про гальванику ЕСКЗС есть... Там на последних страничках таблицы.
ГОСТ_9.014-78_ЕСЗКС._Временная_противокоррозионная_защита_изделий, правда ныне не действующий, но как руководство.
Про трение - люминь в принципе с любыми материалами даст 0.5...0.8 коэфф трения.
Хуже чем со сталью, люминь стоит с медными сплавами... Там разность потенциалов огромна...

Ссорь не тот Гост всунул, щас нужный посмотрю...

ГОСТ 9.005-72 ЕСЗКС. Металлы, сплавы, металлические и неметаллические неорганические покрытия. Допустимые и недопустимые контакты с металлами и неметаллами (с Изменением N 1)
http://docs.cntd.ru/document/1200007216

Последний раз редактировалось nlo740, 19.12.2013 в 10:54.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 10:50
#14
Малевич

конструктор (машиностроение)
 
Регистрация: 11.11.2009
Сообщений: 646


Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
Ворота или нержавейка...
Offtop: Шоб я так жил! И народец у нас ушлый: давно бы сняли. А заклёпки обычные, магазинные на 4,7 мм, глухой конец в чёрный профиль.
Малевич вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 11:00
#15
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Малевич Посмотреть сообщение
Offtop: Шоб я так жил!
Ну, в свое время много чего бесхозного повсюду лежало, вот и предположил.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 19.12.2013, 13:50
#16
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от uraltay Посмотреть сообщение
столкнуть со стальной наклонной площадки алюминиевый брусок: тангенс угла наклона, при котором сползает брусок, и будет искомым коэффициентом
Хорошо забытая школьная истина...
Цитата:
Сообщение от Laborant Посмотреть сообщение
Передние тормозные цилиндры в Жигулях и Москвичах, алюминиевый поршень, в стальной гильзе. Так продуктами коррозии зазор забивается, что, поршень просто заклинивает. При порваном пыльнике - за несколько месяцев.
Приму к сведению, полезная информация.
Цитата:
Сообщение от Laborant Посмотреть сообщение
прочитал, что материал колесиков замене не подлежит, но, может, все таки, хоть текстолит? Что там за нагрузки у вас? Хоть втулочку капролоновую или текстолитовую туда, а?
Да подлежит, подлежит. После всей инфы, какой там дюралюминий! Просто был выход на недорогие заготовки для колесиков из Д16. Плюс, легко обрабатывается по сложным поверхностям.
А втулки прессовать надо. Трудоемкость = цена.
Цитата:
Сообщение от Bull Посмотреть сообщение
Да и пластиковых втулок час всяких разных делают, можно даже поискать подходящий. Лучше из жесткого пластика, с наполнителем (армированный, по-другому).
Так это под заказ делают, крупными партиями. Или что-то стандартизированное для разных потребителей? Не встречал однако, и не придумаю, где искать...
Цитата:
Сообщение от Малевич Посмотреть сообщение
Насчёт совместимости - хр.з: на воротах люминь-заклёпки лет десять уже стоят и сыпаться пока не собираются. А вот с трением действительно беда, довелось прочувствовать в одной самоделке.
Значит однозначно - плохо трется?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 14:07
#17
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,371


приглядеть в магазине подходящие колечки и сделать деталь под них. Поди не сильно нагруженая деталь, сможет и на колечках крутиться, а не всей втулкой. Выйдет может и проще - прессовать точно не понадобится (киянкой прямо на оси собирать все).
А оксидная пленка алюминия, это самый обычный наждачный круг, только очень мелкозернистый, отсюда и хорошее трение.
Еще вариант сделать деталь вообще из пластика (какая разница дюраль точить или винил?) а рабочую поверхность бандажировать куском трубы (собствено детали будут это щечки этой катушки и труба)
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 14:23
#18
Малевич

конструктор (машиностроение)
 
Регистрация: 11.11.2009
Сообщений: 646


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Значит однозначно - плохо трется?
Делал качающуюся стойку для болгарки, типа монтажной пилы, и вилки шарнира приспособил из готовых дюралевых скоб. Насчёт Д16Т не скажу, но материал довольно твёрдый был. Ось стальная, посадка точная. Даже на рукоятке рычага усилие было заметное и смазка не помогала.
Хотя в магазинных стойках так и есть: силумин по стали. Но там зазоры большие (заодно и люфты) и сама ось тонкая - не так заметно.
Малевич вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 14:30
#19
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
и не придумаю, где искать...
Первым делом на авторынках.
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 19.12.2013, 15:58
#20
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
Поди не сильно нагруженая деталь
Периодически - сильно нагруженная. Скорость вращения - низкая. На колесиках будет ездить каретка по направляющим (прямоугольные профили). Выдвижной козырек с консолью в 3,7 м - перед моментом становления удаленного конца на вторую опору.
Колесики целиком из капрона - нейлона не годятся, так как при значительном усилии цилиндрическая поверхность деформируется в месте контакта с направляющей, и колесико катится перестанет и тупо заскользит. Бондажирование трубой не годится, так как нужна слегка бочкообразная поверхность - для компенсации перекосов.
Creator вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 16:22
#21
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


а тупо сталь по стали?
бронза по стали?
0.1...0.15 трение, зачем именно Д16. Непанятнааа
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 19.12.2013, 19:41
#22
Laborant

Демон на договоре
 
Регистрация: 26.06.2008
Новосибирск
Сообщений: 1,121
<phrase 1= Отправить сообщение для Laborant с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Периодически - сильно нагруженная.
И все таки, цифры, они помогут. А то, у пластиков совершенно конкретные допустимые удельные нагрузки. Может вы и проходите.
__________________
Ты пойдешь со мной?
Laborant вне форума  
 
Непрочитано 20.12.2013, 06:46
#23
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,371


Забандажируйте трубой и проточите
А по конструктиву, может ну его нафиг ролики? Ящики стола вполне убедительно сделаны: пара уголков поставленых на ребро (полками вниз и полками вверх) между них закатить шарики покрупнее, одеть на них обойму (лист с дырками). Трение качения всегда было круче трения скольжения, такчто кататься будет явно лучше чем на роликах.
Кстати, готовые ролики от скейборда можно купить еще...
Fogel вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 20.12.2013, 17:45
#24
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от Laborant Посмотреть сообщение
у пластиков совершенно конкретные допустимые удельные нагрузки
Литература, источники со значениями допустимых нагрузок на пластики? И что значит "допустимых". Разрушения может не наступить, а деформация будет на лицо...
Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
Забандажируйте трубой и проточите
... а реборды - приварите?
Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
зачем именно Д16. Непанятнааа
См. внимательно мои посты выше.
Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
а тупо сталь по стали?
Не тупо, а круто. Так и сделаю.
Всем спасибо!
Creator вне форума  
 
Непрочитано 20.12.2013, 19:51
#25
Laborant

Демон на договоре
 
Регистрация: 26.06.2008
Новосибирск
Сообщений: 1,121
<phrase 1= Отправить сообщение для Laborant с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Литература, источники со значениями допустимых нагрузок на пластики? И что значит "допустимых". Разрушения может не наступить, а деформация будет на лицо...
Справочник Анурьева, том 2, глава 2 "Подшипники скольжения", особенно раздел "неметаллические подшипники"
__________________
Ты пойдешь со мной?
Laborant вне форума  
 
Непрочитано 23.12.2013, 10:20
#26
Bull

Конструктор по сути (машиностроитель)
 
Регистрация: 10.10.2005
Набережные Челны (это где КамАЗ)
Сообщений: 11,391


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от nlo740
а тупо сталь по стали?
Не тупо, а круто. Так и сделаю.
Ну, вот и отлично. Всегда бы так вопросы решались (у себя тоже).
__________________
Век живи, век учись - ...
Bull вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Пара трения скольжения: Д16Т по стали



Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Нужна консультация - категории стали 09Г2с ditry Технология и организация строительства 76 06.12.2015 12:07
Как смоделировать процесс трения скольжения в ANSYS или другом софте? AlexandraGon ANSYS 3 13.12.2013 14:49
Расчёт свайного фундамента. Супесь (IL<0) под концом сваи vs. пылеватый песок. Armin Основания и фундаменты 26 01.05.2013 15:44
Нужна ли повторная экспертиза проекта? Иван 80 Технология и организация строительства 40 03.02.2011 17:36
Подшипник скольжения - вкладыш из стали BM60 Машиностроение 25 26.01.2009 06:30