Ослабление болтовых седенений.
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Архитектура и Строительство > Конструкции зданий и сооружений > Ослабление болтовых седенений.

Ослабление болтовых седенений.

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 04.12.2009, 11:59 #1
Ослабление болтовых седенений.
KARO
 
Строительство
 
Армения, Ереван
Регистрация: 28.07.2005
Сообщений: 44

Помогите найти какие нибудь нормы или правила, или какие либо расчеты, чем можно руководствоваться при определении сроков для обслуживания болтовых соединений. В моём случае именно металических башен. Болты со временем ослобляются. Как определить этот промежуток времени?
__________________
Удачи И Улыбок!
Просмотров: 15193
 
Непрочитано 04.12.2009, 12:11
#2
Vavan Metallist


 
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057


Наверно нужно смотреть пособие к СНиП по усилению.
Но что это за утверждение
Цитата:
Болты со временем ослобляются
? Как это они "ослобляются"? Что им делается? Натяжка ослабляется? В башнях это как правило не важно, контролируемого натяжения нет. Если там фрикционные соединения (в чем я сомневаюсь) то я тоже нигде не видел, чтоб где то учитывалось ослабления предварительного натяжения со временем, хотя здесь могу ошибатся. По болтовым соединениям работающим на срез смотрят следующие вещи:
1) коррозия болта и примыкающей зоны соединяемых элементов
2) отсутствие самоотвинчивания гаек. Если есть контргайки то все путем, если пружинные шайбы то в моей практике половина их трескала уже во время монтажа.
Vavan Metallist вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 05.12.2009, 10:53
#3
KARO

Строительство
 
Регистрация: 28.07.2005
Армения, Ереван
Сообщений: 44
Отправить сообщение для KARO с помощью Skype™


Разьясню, Натяжка ослабляется! А контролируемое натяжение есть. И заказчик очень серёзно относится к этой теме. С моей точки зрения основной причиной ослабления явлется динамическая ветровая нагрузка и климатические условия. Контргаек нету, есть гроверы.соединение не является фрикционным. Но всё-таки практика показывает, что со временем соединения ослаблаются. Задача состоит в том чтобы утановить какой либо период для обслуживания башень(затяжки ослабленных болтов), и этот период естественно надо подкрепить расчетом или СНиП-ом, ни того ни другого не могу найти. Жду советов.
__________________
Удачи И Улыбок!
KARO вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:00
#4
Vavan Metallist


 
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057


По моему (и по моему не только по моему ) это все фигня. Период обслуживания башен давно установлен до вас (документ на работе, посмотрю). Насколько я помню башни подлежат осмотру после ветра, близкого по скорости к расчетному или раз в какой то промежуток времени (год, квартал не помню). То, что ослабляется натяжка никак на прочность соединений не влияет, разве что болт болтается или вообще гайка открутится и болт выпадет, именно это и проверяется при осмотре башни. Заказчик сам выдумывает технические условия и требует их выполнения - ну что ж, вам не повезло с заказчиком.
Vavan Metallist вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:23
#5
Евгений, Екатеринбург


 
Регистрация: 30.09.2004
Сообщений: 1,552


Цитата:
Сообщение от Vavan Metallist Посмотреть сообщение
То, что ослабляется натяжка никак на прочность соединений не влияет
Влияет - стык подверженный динамической нагрузке всегда должен быть закрытым, т.к. несущая способность стыка в этом случае больше (как это ни странно), уже обсуждалось.
Евгений, Екатеринбург вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:32
#6
Vavan Metallist


 
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057


Я же написал "если болт не шатается". Нормальный стык - это гайка затянутая обычным ключом обычным монтажником. И нормы не требуют никаих других методов затяжки и контроля кроме как затянул работяга до упора и готово. Вот пусть автор на это и проверяет свою башню и позатягивет гайки, если гровери не держат - новые поставит, или контргайки. Если борты поржавели - заменит.
Vavan Metallist вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:35
#7
Евгений, Екатеринбург


 
Регистрация: 30.09.2004
Сообщений: 1,552


Цитата:
Сообщение от Vavan Metallist Посмотреть сообщение
Я же написал "если болт не шатается".
это не тоже самое что

Цитата:
Сообщение от Евгений, Екатеринбург Посмотреть сообщение
стык подверженный динамической нагрузке всегда должен быть закрытым
Усилие натяжения болта должно быть больше чем нагрузка на него действующая, в этом случае несущая способность больше. Вы металлист и быстрее меня найдете норму где это написано.
Евгений, Екатеринбург вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:44
#8
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,625


Если есть опасность того, что все же затяжка ослабнет, то только от темп. воздействия, или от вибрационной нагрузки. В других случаях ослабления не происходит. Вытяжку анкеров из бетона не рассматриваем.
Обычно все сводится к визуальному осмотру для обычных или инструментальному для ВП в первые один-два года эксплуатации. Если болты на месте и затянуты по инструкции, то в последующие годы ослабления не будет.
Там, где такое возможно, применяют спецсплавы, ставят спецконтровки и тому подобное прочее. Башни к таким объектам не относятся.
У меня на машине колесные гайки один раз затягиваются при сезонной перестановке колес, второй раз проверяются через 10...20 км и все. Бьюсь об бордюры, еду 170 км/час, торможения, вибрации, хрен знает что - и хоть бы хны.
А башня покачивается на ветру плавненько...
В-общем, категорическое "ОСЛАБЛЯЮТСЯ!" неуместно.
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 19:49
#9
Евгений, Екатеринбург


 
Регистрация: 30.09.2004
Сообщений: 1,552


Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
У меня на машине колесные гайки один раз затягиваются при сезонной перестановке колес, второй раз проверяются через 10...20 км и все
На грузовых автомобилях гайки с одной стороны с правой резьбой, с другой с левой - именно против раскручивания. И все равно бывает что раскручивается и улетает. Хотя на конструкциях я такого не встречал - но ведь СНиП четко указывает - пружинные шайбы или контргайки. Уверен, что если эти мероприятия выполнены, раскручивания строительных конструкций не будет.
Евгений, Екатеринбург вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 20:04
#10
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,625


Цитата:
Сообщение от Евгений, Екатеринбург Посмотреть сообщение
На грузовых автомобилях гайки с одной стороны с правой резьбой, с другой с левой - именно против раскручивания. И все равно бывает что раскручивается и улетает. Хотя на конструкциях я такого не встречал - но ведь СНиП четко указывает - пружинные шайбы или контргайки. Уверен, что если эти мероприятия выполнены, раскручивания строительных конструкций не будет.
Конечно не будет. Мы сто лет применяем две гайки.
Насчет грузовиков и откручивания:
1. Колесо грузовика как раз "хрен знает что" испытывает. Такого же рода претурбации испытывает и колесо легковушки, правда, намного меньше. Тем не менее НЕ ОТКРУЧИВАЕТСЯ.
2. Гайки колес грузовиков, закрученные гайковертами, на дороге невозможно открутить двумя ломами в случае прокола. Тащатся до ближайшего гайковерта (это такой станок, грубо говоря).
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 20:10
#11
Евгений, Екатеринбург


 
Регистрация: 30.09.2004
Сообщений: 1,552


Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
Тащатся до ближайшего гайковерта (это такой станок, грубо говоря).
Спасибо, я в курсе :-).
Евгений, Екатеринбург вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 20:37
#12
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
...Тащатся до ближайшего гайковерта (это такой станок, грубо говоря)...
По большей части это ручной инструмент
Serge Krasnikov вне форума  
 
Непрочитано 05.12.2009, 22:16
#13
Vavan Metallist


 
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057


Цитата:
Сообщение от Евгений, Екатеринбург Посмотреть сообщение
это не тоже самое что.
Для обыкновенных нефрикционных соединений это тоже самое.
Цитата:
Сообщение от Евгений, Екатеринбург Посмотреть сообщение
Усилие натяжения болта должно быть больше чем нагрузка на него действующая, в этом случае несущая способность больше. Вы металлист и быстрее меня найдете норму где это написано.
Это относится к фланцевым соединениям, для которых есть условие неотрывания контактирующих поверхностей даже при максимальной расчетной нагрузке. Например нижние пояса ферм. Почему так - наверно потому, что снеговая нагрузка максимальная может быть более долго, чем ветровая и на производствах быть агресивная среда, которая "съест" поверхности фланцев, которые после снятия нагрузки опять сойдутся и их уже не очистишь. Для башен и мачт связи такого требования нет (см. СНиП II-23-81* п 16.15*).
Насчет фрикционных соединений там действительно послабление болтов недопустимо никак. Но попустится они могут только если гайки не были затянуты на проектное усилие.
Еще насчет нефрикционных соединений Беленя, глава VI, параграф 3, раздел 2,там написано о том, что действительно чем больше сила сжатия, тем больше но не прочность, а деформативность соединения. И последнее предложение гласит: "Явление это расчетом не учитывается но может быть учтено при определении деформативности сооружения". А учитывая довольно условные методы расчета башен на ветер это можно смело игнорировать.

Последний раз редактировалось Vavan Metallist, 05.12.2009 в 22:30.
Vavan Metallist вне форума  
 
Непрочитано 06.12.2009, 02:40
#14
vegas

Рисование КМ КМД ОТС ЭПБ
 
Регистрация: 02.11.2008
Екатеринбург
Сообщений: 444
<phrase 1=


А у меня был велосипед Кама и постоянно крылья откручивались, даже при наличии контргаек и шайб. В итоге я их совсем снял так как проще у мамы новые чистые штаны найти чем гайки на 8 ))) Дык вот гайки откручиваются все таки
vegas вне форума  
 
Непрочитано 06.12.2009, 06:29
#15
Евгений, Екатеринбург


 
Регистрация: 30.09.2004
Сообщений: 1,552


Цитата:
Сообщение от Vavan Metallist Посмотреть сообщение
Например нижние пояса ферм. Почему так - наверно потому
Здесь уже рассматривался данный вопрос. Подробный ответ надо искать у машиностроителей. Прочность действительно больше.
Евгений, Екатеринбург вне форума  
 
Непрочитано 06.12.2009, 08:07
#16
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,625


Цитата:
Сообщение от vegas Посмотреть сообщение
А у меня был велосипед Кама и постоянно крылья откручивались, даже при наличии контргаек и шайб. В итоге я их совсем снял так как проще у мамы новые чистые штаны найти чем гайки на 8 ))) Дык вот гайки откручиваются все таки
Разделим понятие "ОСЛАБЛЯЮТСЯ" на два:
1. Ослабление затяжки вследствие отворачивания гайки,
2. Ослабление затяжки без отворачивания гайки.
В Вашем велосипеде из детства скорее всего были невысокие гайки из мягкой стали, со свободной резьбой. Такие гайки не могут особо самозаконтриться - нужное трение так и не создается, лишь мнется материал.
Но самое главное - крыло велосипеда, как известно всем из детсва, как раз мощно вибрирует. И отверстие в крыле с хорошим зазором. Поэтому и самооткручивается. А кто здесь говорит, что в таких случаях не должно?
И еще. Не у всех эти гайки откручивались . Ибо руки росли откуда надо и голова была на месте. Собственно, надежность болтового соединения сильно зависит от качества сборки, в т.ч. затяжки.
Отсюда мораль: затяни болты крепко, и не будет самоотворачивания. В т.ч. на башне. Тем более с контрящими шайбами. Хотя, лично я в качестве меры повышения надежности в случае возникновения вопросов со стороны заказчика, заменил бы не очень надежные гроверы на вторые гайки. Простые и надежные. Если конечно хорошо затянуты.
Что кстати означает "хорошо" затянуты? Объясню на примере: шкив ремня генератора прикручен к коленвалу одним болтом, без какой либо контровки. Момент воспринимается шпонкой. Обороты 5 - 6 тыс. в мин, вибрации, разгоны-торможения. Не откручивается. Пять лет конкретно.
Заезжаю в сервис, в тчт. меняют ремень генератора. При этом ключом проворачивают к\вал, чтобы надеть новый тугой ремень.
Через день на ходу двигатель глохнет, ладно не на обгоне или еще где. Через 3 часа установилась причина - болт на конце к/вала таки отвернулся (на несколько оборотов) и шкив провернулся, ибо шпонка вылезла. А со шкива снимаетя "положение к/вала" для контроллера.
Те собаки ОСЛАБИЛИ болт, руки бы им оторвать.
Расслабтесь, господа, все будет хорошо, если делать все хорошо. Требуется организовать хорошую затяжку, и все. Это конечно не по-нашему, но надо будеть привыкнуть.
Добавил:
Serge Krasnikov
Цитата:
По большей части это ручной инструмент
Вы о чем? Я вот об этом (ударный принцип, "забивает" так, что не отвернешь):

У автора, извините, грубые грамматические ошибки в теме и тексте. Подозреваю, что неверное представление и о резьбовых соединениях.
Вообще, просьба говорить по существу.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: гайковерт.jpg
Просмотров: 2590
Размер:	14.0 Кб
ID:	30074  Нажмите на изображение для увеличения
Название: гайувертим.jpg
Просмотров: 143
Размер:	37.8 Кб
ID:	30075  
__________________
Воскресе

Последний раз редактировалось Ильнур, 06.12.2009 в 08:37.
Ильнур вне форума  
 
Непрочитано 06.12.2009, 22:04
#17
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
Добавил:
Serge Krasnikov
Вы о чем? Я вот об этом (ударный принцип, "забивает" так, что не отвернешь):
Я видишь ли сам на сборочном конвейере с гайковертом бегал, положено на 2 щелчка останавливать, если увлечешься то (заметь ручным гайковертом среднено размера) можно гийку эдак примерно 16-20 запросто сорвать
Цитата:
Красивый гайковерт, я не исключаю таких, но...
Serge Krasnikov вне форума  
 
Непрочитано 06.12.2009, 22:52
#18
cancercat

инженер-преподаватель ;-)
 
Регистрация: 14.10.2008
Санкт-Петербург
Сообщений: 1,999


Если у автора темы есть возможность, я посоветовал бы ознакомиться с докторской диссертацией В.В. Каленова (ЦНИИ ПСК, насколько мне известно) "Экспериментально-теоретическое исследование и совершенствование методов проектирования болтовых монтажных соединений стальных строительных конструкций". Там рассматривается и вопрос падения усилий предварительного натяжения болтов во времени...
cancercat вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.12.2009, 09:46
#19
KARO

Строительство
 
Регистрация: 28.07.2005
Армения, Ереван
Сообщений: 44
Отправить сообщение для KARO с помощью Skype™


Цитата:
Сообщение от Vavan Metallist Посмотреть сообщение
По моему (и по моему не только по моему ) это все фигня. Период обслуживания башен давно установлен до вас (документ на работе, посмотрю). Насколько я помню башни подлежат осмотру после ветра, близкого по скорости к расчетному или раз в какой то промежуток времени (год, квартал не помню).
буду благодарен если подскажете в каких нормативних документох конкретно установлен этот периуд. Именно это и надо.

Цитата:
Сообщение от cancercat Посмотреть сообщение
Если у автора темы есть возможность, я посоветовал бы ознакомиться с докторской диссертацией В.В. Каленова
спасибо ишу в инете, покачто резултатов нет.

Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
У автора, извините, грубые грамматические ошибки в теме и тексте. Подозреваю, что неверное представление и о резьбовых соединениях.
Вообще, просьба говорить по существу.
За Ошибки прошу проешения, Образование у меня не русское.

Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
А башня покачивается на ветру плавненько...
В-общем, категорическое "ОСЛАБЛЯЮТСЯ!" неуместно.
Практика показала, что ослаблаются!!! Ну не все конечно болты. Но минимум 20% болтов. Замечу что облуживается не 1 башня, их свыше 80-и по всей Армении.

Болты затягиваются динамометрическим ключем до проектной величены момента закручивания. Например М16 затягивается на 130Нм, через некоторе время заказчик на угад прверяет несколько башень и болучается что болт ранее затянутый на 130Нм тепер уже ослаб например до 120Нм. Далее следуют притензии.


Цитата:
Сообщение от Vavan Metallist Посмотреть сообщение
Нормальный стык - это гайка затянутая обычным ключом обычным монтажником.И нормы не требуют никаих других методов затяжки и контроля кроме как затянул работяга до упора и готово.
Смотри => СНиП III-18-75 пункты 1.131 и 1.133
__________________
Удачи И Улыбок!

Последний раз редактировалось KARO, 07.12.2009 в 11:39.
KARO вне форума  
 
Непрочитано 07.12.2009, 11:56
#20
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,625


Цитата:
Сообщение от KARO Посмотреть сообщение
Образование у меня не русское.
Ну тогда годится.
Цитата:
Сообщение от KARO Посмотреть сообщение
Практика показала, что ослаблаются!!! Ну не все конечно болты. Но минимум 20% болтов. Замечу что облуживается не 1 башня, их свыше 80-и .. ...затягивается на 130Нм, через некоторе время заказчик на угад прверяет несколько башень и болучается что болт ранее затянутый на 130Нм тепер уже ослаб например до 120Нм.
Так это нормально! В жизни все имеет тенденцию к устаканиванию и самобалансировке. 130 или 120, разницы мало. Но, главное, метод затяжки динамометрическим ключом САМ ПО СЕБЕ НЕТОЧЕН, и запротоколированные Заказчиком отклонения просто укладываются в погрешность примененного метода.
Гораздо точнее метод по углу закручивания.
Цитата:
Сообщение от KARO Посмотреть сообщение
Смотри => СНиП III-18-75 пункты 1.131 и 1.133
СНиП это старый, недействующий. Хотя в действующих нормах Вп-болты с контролируемым преднатягом точно так же положено затягивать контролировать. Но именно с контролируемым натягом. Откуда интересно в Вашей башне ВП с КН?
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Архитектура и Строительство > Конструкции зданий и сооружений > Ослабление болтовых седенений.



Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
расчет и конструирование болтовых соединений Владимир Попов Конструкции зданий и сооружений 81 04.04.2016 08:35