Что меньше растягивается - канат или цепь?
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Что меньше растягивается - канат или цепь?

Что меньше растягивается - канат или цепь?

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 07.11.2014, 10:07 1 | #1
Что меньше растягивается - канат или цепь?
stoper
 
урбанист
 
Юг России
Регистрация: 10.01.2008
Сообщений: 2,585

Подскажите, какой вид тягового органа имеет наименьшее растяжение в процессе эксплуатации и под нагрузкой: канат, круглозвенная цепь, пластинчатая цепь?
Просмотров: 14634
 
Непрочитано 07.11.2014, 10:25
#2
ZVV


 
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454


Если пренебречь податливостью соединений звеньев (можно ли?), то при одинаковой длине элемента и его площади поперечного сечения величина удлинения будет прямо пропорциональна модулю упругости элемента. Модули упругости можно посмотреть в табл.63 СНиП II-23-81. Это так, в первом приближении.
ZVV вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 11:58
#3
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,623


Второе приближение:
Канат обыкновенный стальной удлиняется аки резина, она же свита из проволочек, плюс сердечник. Однако есть канаты арматурные, там проволок бывает мало, и они толстые, и свивка по малым углом. Вообще канаты бывают пеньковыми, синтетическими, и .д. и т.п...
Круглозвенная растянется больше, т.к. звено гнется (меняет форму путем изгиба), а пластинчатая меньше всех. Это теоретически. На деле возможно конкретные "органы" одинаковой нормативной "тяги" имеют разные напряженности, и все обстоит наоборот.
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 12:14
1 | #4
Fogel

люблю мастерить
 
Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332


в процессе эксплуатации меньше всех удлинится канат - он вытянулся сразу, а дальше только свивка "проваливается" в сердечник, за счет чего и удлиняется, потом идет пластинчатая цепь - износ в шарнирах, а потом уж и круглозвенная - ни смазки ни толкового качения в стыке, а износ до 10% на звене, значит по 1/5 диаметра звена на каждом стыке может достигнуть
Fogel вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 12:37
#5
Сергей Юрьевич

Строительство гидротехнических сооружений
 
Регистрация: 01.08.2012
Москва
Сообщений: 8,875


Цитата:
Сообщение от Fogel Посмотреть сообщение
в процессе эксплуатации меньше всех удлинится канат - он вытянулся сразу, а дальше только свивка "проваливается" в сердечник, за счет чего и удлиняется, потом идет пластинчатая цепь - износ в шарнирах, а потом уж и круглозвенная - ни смазки ни толкового качения в стыке, а износ до 10% на звене, значит по 1/5 диаметра звена на каждом стыке может достигнуть
мне кажется ключевой вопрос в том, как эксплуатируется "канат или цепь"?
- под статично приложенной нагрузкой, или МПН?
если статично - наверное выработкой звеньев/износом шарниров можно пренебречь?
Сергей Юрьевич вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 12:40
#6
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,623


Да.
Допустим, имеем 100 циклов нагрузки/разгрузки.
Так автора что интересует:
-разница между 0 и 1-м циклом?
-разница между 0 и 100-м циклом?
-разница между 99-м и 100-м циклом?
Т.е. вопрос как обычно "а с какой целью интересуетесь?"
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 12:41
#7
Boris_1

ПГС
 
Регистрация: 07.10.2010
Новосибирск
Сообщений: 2,372


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
Что меньше растягивается - канат или цепь?
А раньше было понятие как стабилизированные и нестабилизированные канаты.
__________________
«Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить».
Boris_1 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 13:06
1 | #8
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


Цитата:
Сообщение от Ильнур Посмотреть сообщение
"а с какой целью интересуетесь?"
скребковый транспортёр.
Круглозвенная цепь 5х19 в процессе тестовых запусков без груза (примерно 50 циклов) вытянулась на 50 мм на длине 2 метра и перестала попадать на зубья звездочки.
К тому же деформируются (гнутся) отдельные звенья при обводке на зубе.
В пластинчатых и роликовых цепях смущает абразивный износ (транспортируемый материал песок и цемент)
https://www.youtube.com/watch?v=A8bOrOZHUwM
stoper вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 13:23
#9
Ильнур

КМ (+КМД), КЖ (КЖФ)
 
Регистрация: 30.05.2007
Далече
Сообщений: 25,623


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
скребковый транспортёр.https://www.youtube.com/watch?v=A8bOrOZHUwM
Интересный механизьмъ.
Трос никак не натянешь. Круглозвенная конкретно изнашивается и вытягивается. Остается пластинчатая цепь. Но крепкая, с запасом, и из нержавейки, чтобы меньше точилось.
__________________
Воскресе
Ильнур вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 13:28
#10
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


зарубежные аналоги имеют в основном круглозвенную цепь, реже платинчатую и трос.
stoper вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 13:41
#11
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
Круглозвенная цепь 5х19 в процессе тестовых запусков без груза (примерно 50 циклов) вытянулась на 50 мм на длине 2 метра и перестала попадать на зубья звездочки.
Это не эксплуатация, это говорит о том что эту цепь вы похоже подобрали не правильно.
Serge Krasnikov вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 13:50
#12
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


5х19 подбиралась по разрывной нагрузке, и имеет почти трёхкратный запас.
Но если разрывная нагрузка и удлинение взаимосвязаны - то это другое дело
stoper вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 14:47
#13
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
5х19 подбиралась по разрывной нагрузке, и имеет почти трёхкратный запас.
Но если разрывная нагрузка и удлинение взаимосвязаны - то это другое дело
Разрывная нагрузка и геометрическая сохранность это разные вещи, но судя по тому что цепь изменилась без нагрузки на конвейере вызывает сомнение в правильности расчёта натяжения цепи
Serge Krasnikov вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 14:48
#14
Tyhig

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
 
Блог
 
Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,385


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
зарубежные аналоги
Может быть там барабаны регулируются по длине конвейера на эти 50 мм каким-нибудь болтиком ?
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен
Tyhig вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 16:58
#15
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


Длину цепи (конвейера) легко регулировать натяжным устройством. Но если цепь растянулась, то шаг уже не совпадает с зубьями звездочки
stoper вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 17:09
#16
ETCartman


 
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643


канаты бывают разные - много типов. в частности применяют предварительную вытяжку для стабилизации модуля упругости.
Если рассматривать как условный линк то модуль упругости обычно равен 1.5-1.7e11 Па
что ниже стального стержня - 2.1e11 Па
Но это только для вертикального каната - в результате провисания фактический модуль упругости условной связи намного меньше. Чтобы его повысить - применяют преднапряжение. В преднапряженных оттяжках мачт Епр=0.3...0.8E. Поскольку при постоянном высоком натяжении возникает такое явление как ползучесть (также усугубляемое конструкцией каната), то натяжение ослабевает и его нужно периодически поверять (для чего канат снабжают талрепами).
Цепи тоже имеют приведенный модуль упругости ниже стального стержня - за счет работы на изгиб округлых частей. Оценить это можно расчетом. И также при провисании фактический Епр линка будет меньше. Но цепь имеет предельное усилие на порядок ниже, поэтому предварительное натяжение там имеет ограниченные возможности. Поэтому конструктивно цепь применяют только в качестве страховки а не как несущий элемент.
Что за конкретно тяговый орган у вас? Вы уточните приложение, потому что начальный вопрос сильно общий, типа кита и слона.
ETCartman вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 17:23
#17
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


скребковый транспортёр. Диаметр трубы 100 мм, длина грузовой ветви 6-9 метров, транспортируемый материал песок и цемент
https://www.youtube.com/watch?v=A8bOrOZHUwM
stoper вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 18:26
#18
kp+

идущий по граблям
 
Регистрация: 26.05.2005
Сообщений: 5,171


Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
Круглозвенная цепь 5х19 в процессе тестовых запусков без груза (примерно 50 циклов) вытянулась на 50 мм на длине 2 метра и перестала попадать на зубья звездочки.
К тому же деформируются (гнутся) отдельные звенья при обводке на зубе.
Цитата:
Сообщение от Serge Krasnikov Посмотреть сообщение
Это не эксплуатация, это говорит о том что эту цепь вы похоже подобрали не правильно.
Цитата:
Сообщение от stoper Посмотреть сообщение
5х19 подбиралась по разрывной нагрузке, и имеет почти трёхкратный запас.
Может, Вам вместо тяговой цепи подсунули грузовую с той же разрывной нагрузкой, но совершенно не годную для конвеера?
Посмотрите здесь: http://promtehkontrakt.ru/production.php?d=7
Вам нужна калиброванная цепь, которая специально предназначена "для использования в качестве тягового органа в конвейерных транспортерах и других механизмах при работе со звездочкой", см. таблицы 4, 5. Или даже цепь повышенной прочности по ГОСТ 25996-97:
Цитата:
Настоящий стандарт распространяется на специальные калиброванные электросварные высокопрочные стальные круглозвенные цепи калибра от 14 до 30 мм, предназначенные для применения в машинах и оборудовании горной промышленности, в том числе:
- в цепных изгибающихся и жестких конвейерах, ленточно-цепных конвейерах
, штрековых и проходческих перегружателях
- в стругах, комбайнах и врубовых машинах;
- в ковшовых элеваторах;
- в других машинах подобного типа, применяемых в шахтах.
Цепи, на которые распространяются требования настоящего стандарта, не предназначены для применения в подъемных устройствах таких, как краны или стропы
Offtop: Главное, чтобы не подсунули цепь для привязки скота по ТО 3148-001-55854806-2009, таблица 7 по первой ссылке

Последний раз редактировалось kp+, 07.11.2014 в 18:44.
kp+ вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2014, 18:29
#19
Хмурый


 
Регистрация: 29.10.2004
СПб
Сообщений: 16,379


ну, я не в курсах о современной логике перемещения грузов, но, в недалёкие времена взад, использовались для этого безобразия шнековые конвейеры или пнемоагрегаты
Хмурый вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2014, 18:39
#20
stoper

урбанист
 
Регистрация: 10.01.2008
Юг России
Сообщений: 2,585


Цитата:
Сообщение от kp+ Посмотреть сообщение
Может, Вам вместо тяговой цепи подсунули грузовую с той же разрывной нагрузкой, но совершенно не предназначенную для конвеера?
в гостовском ассортименте нет подходящих тяговых цепей под мой габарит. Может поискать самую качественную калиброванную, калибром 5-8 мм?
Именно по этому и озадачился пластинчатой/роликовой цепью - там больше выбор
stoper вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Машиностроение > Что меньше растягивается - канат или цепь?



Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Как вытягивается цепь у велосипеда? mmax Разное 187 24.09.2010 11:25
ГОСТ на ванты и оттяжки ??? зщцук? Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 1 17.05.2005 06:53