Правильное название частей трубопровода
| Правила | Регистрация | Пользователи | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Технологические решения (ТХ) > Правильное название частей трубопровода

Правильное название частей трубопровода

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 02.05.2013, 14:17 #1
Правильное название частей трубопровода
Creator
 
конструктор (нестандартка)
 
Минск
Регистрация: 12.12.2007
Сообщений: 1,392

Тема для меня новая (и причем побочная).
Хочу услышать специалистов. Как правильно назвать части трубопровода, сваренные из труб, отводов, тройников и фланцев?
P.S. В продолжение обсуждения всех прошу в раздел "Водоснабжение", тема "Упрощенное оформление КД на трубопроводы".

Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Трубопроводы.jpg
Просмотров: 668
Размер:	100.8 Кб
ID:	102362  


Последний раз редактировалось Creator, 08.05.2013 в 15:49.
Просмотров: 24244
 
Непрочитано 02.05.2013, 15:35
2 | #2
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


- Участок, если эта часть трубопровода является каким-то самостоятельным участком между двумя трубопроводами, и не отличается по рабочим параметрам среде от смежных участков трубопровода (может иметь на концах запорную арматуру);

- трубопровод (в смысле самостоятельный трубопровод со своим обозначением), если связывает две (или больше) единиц обрудования, или связывает единицу оборудования с каким-то другим трубопроводом (может иметь рабочие и испытательные параметры отличные от смежного трубопровода.

- представленный на картинке контур еще может называться "узел"

- отдельная сварная единица, как часть трубопровода, для укрупненного монтажа (хоть для болтового, хоть для резбового, хоть для сварного соединения) - сегмент трубопровода.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 02.05.2013, 17:16
#3
uraltay

конструктор-механик
 
Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759


Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
- трубопровод
И достаточно.
__________________
Сделать просто очень сложно.
uraltay вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 03.05.2013, 12:14
#4
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от uraltay Посмотреть сообщение
И достаточно.
Общая сборка - "Контур". А в ней два десятка "трубопроводов" длиной по 1 - 3 м?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 03.05.2013, 14:22
#5
uraltay

конструктор-механик
 
Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Общая сборка - "Контур". А в ней два десятка "трубопроводов" длиной по 1 - 3 м?
Смотрю чертежи солидной конторы и везде - "трубопроводы". Про "контур" вообще не встречал. Надо ли заморачиваться с названиями? Общая сборка - трубопровод и подсборки - трубопроводы. Криминала не вижу.
__________________
Сделать просто очень сложно.
uraltay вне форума  
 
Непрочитано 03.05.2013, 15:40
#6
Малевич

конструктор (машиностроение)
 
Регистрация: 11.11.2009
Сообщений: 646


Посмотреть у строителей, так там просто: колонны, фермы, балки, у всякой своя буква и нумер. Реально, кмк, воспользоватьсятем же алгоритмом: трубопроводы, например, Т1, Т2... до последнего.
Если уж непременно поупражняться в беллетристике (привет машиностроителям ): колено, переход, секция, соединитель, скоба, байпасс, стояк, отвод, сегмент, коллектор... и усё, фантазия на этом закончилась. Ну не хватит, так производные от названий, частично намекающие на назначение: *** перепуска (слива, перелива, недолива...)
Малевич вне форума  
 
Непрочитано 03.05.2013, 16:05
#7
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Лучше бы озаботились правильностью конструирования, а не названием... Вот эта "часть трубопровода" с хреновиной (насосом?) где две "пиндюрины" (манометры?) очень сомнительна.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 03.05.2013, 17:12
#8
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Вот эта "часть трубопровода" с хреновиной (насосом?) где две "пиндюрины" (манометры?) очень сомнительна.
Вот чтоб такого не было, все трубопроводы ДОЛЖНЫ иметь свое обозначение, в идеале - нумероваться. Причем нумерация должна быть сквозная в пределах предприятия. Каждый монтажный участок - тоже нумеруется. Далее - деталь монтажного участка. Иначе и будет такая путаница и неразбериха с хреновинами и пиндюринами. У вас этих трубопроводов на объекте может быть не одна сотня, а перемещаемых по трубам сред - десятки, и без нумерации делать нечего.

Пример нумерации:

трубопровод: 11.222, где - 11 - порядковый номер цеха или участка, 222 - номер трубопровода в этом цехе.

для монтажного сегмента: 11.222.33, где 11 и 222 см выше, 33 - номер монтажного сегмента в пределах трубопровода

для детали (отвод, труба, фланец и т.п.) - 11.222.33.44 - по аналогии выше, в пределах сегмента.

Монтажнику нафиг не нужно разбираться где какая труба и для чего, и к какому оборудованию она присоединяется, но ему нужно четко понимать, как и из чего собрать монтажный сегмент, и как его увязать в трубопроводе.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 03.05.2013, 20:46
#9
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
Вот чтоб такого не было, все трубопроводы ДОЛЖНЫ иметь свое обозначение, в идеале - нумероваться
Так с этим никто не спорит.
Цитата:
Причем нумерация должна быть сквозная в пределах предприятия
А вот это спорное утверждение. Здесь речь идет о конструкторской документации, которая заканчивается изделием, а не предприятием. Причем изделия могут быть для разных предприятий. Вот у меня перед глазами прекрасный пример - конструкторская документация на блоки котельно-вспомогательного оборудования, которые я не раз применял. Блоки крупные - например деаэрационная установка с обвязкой занимает целый пролет здания. Трубопроводы в блоках (и в спецификациях) называются по-разному. Чаще всего просто "Трубопровод" с соответствующим обозначением. Иногда "Трубопровод напорный" или "Трубопровод перепуска".

Монтаж таких установок на предприятии выполняется по-разному, в зависимости от габаритов. Некоторые блоки изготавливаются на заводе и привозятся на монтаж в сборе. Некоторые собираются на месте из укрупненных узлов. В любом случае идет сборка по сборочному чертежу.

А вот объединение блоков в одну систему (например в котельной) осуществляется по другим чертежам, ТМ ("строительным"). Ну или по чертежам технологических трубопроводов, тоже "строительным". Там тоже могут разрабатываться деталировочные монтажные чертежи, но уже по другим правилам. Если есть, например, паропровод с обозначением Т7, то его могут разбить на детали наподобие Т7.001, но не привязываясь к номерам цехов, участков и т.п.

Для четкого понимания сборки предназначены схемы трубопроводов.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 11:58
#10
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
например в котельной
Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Если есть, например, паропровод с обозначением Т7, то его могут разбить на детали наподобие Т7.001, но не привязываясь к номерам цехов, участков и т.п.
согласен, если у Вас 1-2 цеха и трубопроводов в них всего 20-30, то обозначения типа 11.222 и 11.222.33.44 несколько усложнят понимание.

Но никто не запрещает нумеровать блоки так же как трубопроводы, причем один и тот же блок (сами знаете) может использоваться несколько раз, в т.ч и на одном и том же участке, не говоря о разных предприятиях. Также никто на запрещает объединять нумерацию блоков и трубопроводов между блоками.

Приходилось работать с немецкими чертежами и схемами одной солидной фирмы, у них используется подобная нумерация - понравилось, - нет двух деталей с одинаковым номером, можно легко проследить каждый трубопровод в пределах всего объекта; даже если блоки абсолютно идентичны, детали имеют разные номера, видя номер детали трубопровода знаешь, из какого цеха, блока и трубопровода эта деталь, очень удобно, в т.ч. для учета.
И монтажникам очень удобно, не надо заморачиваться - блок выпуска или трубопровод перепуска отработавшего реагента из дыт-тыр-пырской установки №8 в сборник №25, - трубопровод №67, участок №2 состоит из таких-то деталей, присоединяется к оборудованию поз. 15А235, присоединение Ф1, и оборудованию 12Т026, присоединение С3.

У них и оборудование имеет аналогичную нумерацию - по номеру (обозначению) оборудования понятно, к какому чеху или участку оно относится, и что это за оборудование - насос, сборник, реактор, котел и т.п.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 16:41
#11
maratovich


 
Регистрация: 12.07.2009
г. Самара
Сообщений: 2,437
Отправить сообщение для maratovich с помощью Skype™


Не понял, почему спор такой пошел.
Что то я не слышал чтобы ГОСТ 21.401-88 отменяли.
maratovich вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 17:46
#12
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от maratovich Посмотреть сообщение
Что то я не слышал чтобы ГОСТ 21.401-88 отменяли.
А ни то ни другое не противоречит этому госту, - в нем нет четкого указания по маркировке трубопроводов и дана полная свобода для их маркировки - хоть цифрами, хоть буквами, хоть все вместе, хоть письмо там пиши;, а также "пробел" в обозначении сборочной единицы трубопровода для укрупненного монтажа - есть участок, есть элемент (деталь) а в "ранге" между ними - никого. Про маркировку присоединений - в ГОСТе вообще ни слова. Отсюда и возникла эта тема.

А спора никакого нет - ShaggyDoc тоже прав, разговор об одном и том-же, правда несколько с разных сторон - обозначения должны быть удобно понимаемыми, исключать путаницу, и быть достаточными для работы всеми - от технологов и конструкторов до монтажников. И не должно быть обозначение одного и того-же трубопровода или его сборки- сегмента на чертежах разных марок разным.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 18:22
#13
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
И не должно быть обозначение одного и того-же трубопровода или его сборки- сегмента на чертежах разных марок разным
Правильно, но это мы отходим от ЕСКД к СПДС, если говорить про чертежи разных марок. А исходный вопрос про название участка трубопровода.

Да, в чертежах по СПДС дана полная свобода маркировки. В зависимости от сложности объекта можно делать как угодно.

Цитата:
обозначения должны быть удобно понимаемыми, исключать путаницу, и быть достаточными для работы всеми - от технологов и конструкторов до монтажников
В ЕСКД этого как раз нет. Обозначения имеют вид наподобие А24БО16.060-03 и у всех названия "Трубопровод". Не могу судить, насколько это удобно для конструкторов и технологов завода изготовителя (наверное привыкли), но монтажникам это непременно придется называть "хреновинами", "загогулинами" и т.п. Правда кое-где стыдливо вводят "шифр", в котором пишут наподобие БПР Na-1000, что более информативно чем А24БО16.000-01.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 18:30
#14
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
А24БО16.000-01.
Offtop: ЕСКД как раз не лимитирует такого номера, тем более на внутренние трубопроводы своего цеха, номер может быть каким угодно в том числе БПР Na-1000
Serge Krasnikov вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 20:58
#15
layer

инженер
 
Регистрация: 08.03.2007
Россия
Сообщений: 719


Не должен быть номер какой угодно. Если у машиностроителей, где под боком КБ и куча технологов, такой вариант кого-то устроит, то у монтажников за сотни километров все должно быть привычно и понятно. Если трубопровод обозначен как Т92, уверяю Вас ни один монтажник не спутает его с Т94 по назначению.
layer вне форума  
 
Непрочитано 04.05.2013, 21:35
#16
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
ЕСКД как раз не лимитирует такого номера, тем более на внутренние трубопроводы своего цеха
Я пишу не про трубопроводы цеха, а про трубопроводы (как детали и подсборки) изделия, разрабатываемого в конструкторской документации. Потом это изделие (возможно в полуразобранном виде) попадает на монтажную площадку и начинаются мученья. Это всё равно как вместо товарной марки автомобиля использовать обозначение его сборочного чертежа и для запчастей также.

Просто когда разрабатывали серии для применения в строительстве, маленько недодумали. Это касается множества изделий, не только связанных с трубопроводами. При том что сами чертежи разработаны замечательно.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 05.05.2013, 07:11
#17
Serge Krasnikov

Конструктор, инженер-механик на пенсии
 
Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Я пишу не про трубопроводы цеха, а про трубопроводы (как детали и подсборки) изделия, разрабатываемого в конструкторской документации. Потом это изделие (возможно в полуразобранном виде) попадает на монтажную площадку и начинаются мученья.
Вы никак не можете понять, если трубопроводом занялся машиностроитель то там нет уже никаких монтажников, которые "за тыщЮ километров", ушли они от туда вА, сдали объект и поминай как звали, там остались совсем другие монтажники
Цитата:
Сообщение от layer Посмотреть сообщение
Если трубопровод обозначен как Т92, уверяю Вас ни один монтажник не спутает его с Т94 по назначению.
Если трубопровод обозначен как Т92, то креатор здесь бы не появился с этим вопросом , в жизни, в наличии у него нет документации ни Т92, ни Т94, у него есть реальный трубопровод(видимые железки с фланцами), да пара слесарей.
Serge Krasnikov вне форума  
 
Непрочитано 05.05.2013, 09:15
#18
engngr

сети
 
Регистрация: 03.11.2008
Московия*
Сообщений: 5,929


На картинке один вопрос, в тексте #1 - другой.
engngr вне форума  
 
Непрочитано 06.05.2013, 09:56
#19
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
В ЕСКД этого как раз нет. Обозначения имеют вид наподобие А24БО16.060-03 и у всех названия "Трубопровод". Не могу судить, насколько это удобно для конструкторов и технологов завода изготовителя (наверное привыкли), но монтажникам это непременно придется называть "хреновинами", "загогулинами" и т.п. Правда кое-где стыдливо вводят "шифр", в котором пишут наподобие БПР Na-1000, что более информативно чем А24БО16.000-01.
Как-то прходилось проверять смонтированные трубопроводы конденсатного хозяйства на одном из заводов. Чертежи для монтажников были сделаны красиво, все по ЕСКД, с применением чертежей узлов и т.п. - ну вобщем у технологов маркировка одна, у конструкторов другая, в примененных чертежах - третья... А схема - коротко - отвод конденсата от всех потребитиелей пара на заводе (около 120 шт, на некоторых по 2 и более отвода конденсата) сбор по секционным сборникам конденсата - 5 шт с распределениям по параметрам через коллекторы сбора конденсата - 7 шт, понижение параметров конденсатов, выравнивание их параметров, направление паров самоиспарения в производство, возврат конденсата одной группы в ТЭЦ и направление конденсата другой группы в производство на нужды.
коллекторы расположены рядом друг с другом. Про маркировку штуцеров присоединений к оборудованию на схеме никто и не задумывался - в ГОСТе не предусмотрено. Итог - некоторые линии оказались перепутаны, пришлось срочно переделывать.....
Цитата:
Сообщение от engngr Посмотреть сообщение
На картинке один вопрос, в тексте #1 - другой.
- ничего подобного - автор темы четко обозначил свой вопрос. Ему нужно сделать рабочку на изготовление сегментов трубопровода обвязки чего-то, чтоб удаленно сделать сегменты сборки и на месте все это смонтировать, причем так, чтоб ничего не непутали, и все удобно собралось. У монтажника будет чертеж этой сборки, заготовленные пронумерованные сегменты, и он просто соберет это все как конструктор,(естессно при качественном изготовлении сегментов). И все будут счастливы. Так и легче и проще работать и собирать обвязочные узлы и главное - быстрее, чем монтировать все это подетально на месте. Суть в том, что подобные узлы обвязок могут конструктивно различаться для разных единиц оборудования. Ну например - у вас есть 5 одинаковых установок, на двух обвязка абсолютно идентична а остальные немного геометрически отличаются, один больше, другой меньше, ну хоть из-за существующих рядом строительных конструкций или существующих каких-то коммуникаций или чего-то ещею таких нюансов может быть сколько угодно. И если автор сделает все как он собирается - например для оборудования №1 сегменты обвязки № 1.1.....1.15, 2.1...2.8, для оборудования №2 сегменты обвязки № 1.16.....1.30, 2.9...2.16, и т.д. - будет четкое задание для изготовителей этих сегментов, и понятное для монтажника на месте.

P/S - весь цивилизованный мир так уже давно работает, а мы все по старинке, опираемся на ЕСКД 20-30- летней давности, когда про трехмерное моделирование и думать не могли...

повторюсь -
Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
Монтажнику нафиг не нужно разбираться где какая труба и для чего, и к какому оборудованию она присоединяется, но ему нужно четко понимать, как и из чего собрать монтажный сегмент, и как его увязать в трубопроводе
Deader вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.05.2013, 15:52
#20
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Лучше бы озаботились правильностью конструирования, а не названием... Вот эта "часть трубопровода" с хреновиной (насосом?) где две "пиндюрины" (манометры?) очень сомнительна.
Чем именно сомнительна?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 08.05.2013, 20:28
#21
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
Чем именно сомнительна?
Если это насос, то манометры всегда ставятся между насосом и запорной арматурой - до и после. Только так можно оценить реальный напор насоса - когда он не подключен к сети.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 08:27
#22
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Если это насос, то манометры всегда ставятся между насосом и запорной арматурой - до и после.
-
да-да, именно ДО. Только, что-то я ни разу не видел, чтоб напор насоса проверялся манометром, установленным между нагнетательным патрубком и запорной арматурой на нагнетании. Наверное потому что после такой проверки как минимум уплотнительный узел насоса надо будем выбрасывать, (если, конечно двигатель не сгорит)
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 08:45
#23
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


слабовата обвязка, куча лишних изгибов, пересечение трубопроводов, верхняя задвижка видимо высоко, задвижки в разные стороны, обслуживать неудобно, разбивка на подсборки слабовата, то пусто то густо.
По ленности называю такие части либо коллектор, либо патрубок, либо трубопровод, либо колено, от функционала.
Совет. Первым делом схема, потом по схеме всю обвязку, рамы для крепления в последнюю очередь. Если приборы висят на одной ветке, зачастую есть возможность менять их местами, делать как удобно обслуживать.
Вот краткое резюме.

П.С. Тоже 5 копеек подкину. Насос, как правило, ставят либо после фильтров, там по умолчанию стоит манометр, либо при заборе из емкости, тогда в нем нужды особо нет.
После насоса по уму манометр, датчик и регулирующая арматура (у многих она же и запорная).
Ну или в ряд лепят насосы последовательно, тогда, как правило, между ними манометр не ставят.
По всякому бывает.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 12:17
#24
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
Наверное потому что после такой проверки как минимум уплотнительный узел насоса надо будем выбрасывать, (если, конечно двигатель не сгорит)
Штатный режим запуска приличного насоса как раз с закрытой арматурой на напорном патрубке. Именно в таком режиме, при нулевом расходе измеряется максимальное давление насоса, по которому можно определить его характеристику. Именно для этого нужны манометры до и после насоса. Токи в двигателе в этот момент минимальные. Сгореть двигатель может при запуске насоса без сети.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:15
#25
Magdanoff

Проектирование магистрального транспорта - ТХ и только ТХ
 
Регистрация: 02.10.2008
Уфа
Сообщений: 79


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Штатный режим запуска приличного насоса
Вы забыли добавить центробежного, а то понабегут передергиватели.
Magdanoff вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:23
#26
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Штатный режим запуска приличного насоса как раз с закрытой арматурой на напорном патрубке. Именно в таком режиме, при нулевом расходе измеряется максимальное давление насоса, по которому можно определить его характеристику. Именно для этого нужны манометры до и после насоса. Токи в двигателе в этот момент минимальные. Сгореть двигатель может при запуске насоса без сети.
Тогда я отвечу Вам не как проектировщик, а как производственник:
1. чтобы запустить насос с закрытой арматурой на нагнетательном патрубке, последний ДОЛЖЕН БЫТЬ оснащен байпасной линией, в обход запорной арматуры, как привило Ду байпаса 15...50 мм, в зависимости от Ду трубопровода, которая открывается при пуске насоса и закрывается
2. если байпаса нет, то насос запускают с " подорваной" запорной арматурой, т.е. приоткрытой
3. запуск насоса с полностью закрытой арматурой на нагнетательном патрубке является грубейшим нарушением условий его эксплуатации, и техники безопасности
4. манометр ставится ПОСЛЕ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ, обычно уже на общем нагнетательном трубопроводе после пары насосов (рабочий/резервный), и по его показаниям вполне можно судить о напоре насоса
5.минимальный ток двигателя и закрытая запорная арматура - ничего не даст. Вы, видимо, говорите о насосах с преобразователями частоты. если рассмотреть одну и ту же крыльчатку насоса как бы в разных условиях - то производительность насоса и его напор будут зависеть от частоты вращения рабочего колеса и вязкости среды. Кроме того есть оптимальный диапазон частот вращения для рабочего колеса. Он определяется кавитационным запасом. Обычно частотниками регулируется производительность насоса в пределах +/-15...20%, не больше. Производительность и напор (в одном и том же насосе) напрямую между собой взаимосвязаны. больше напор - выше производительность, и наоборот. А вот если прижать нагнетательный вентиль, чтоб снизить производительность - возрастет нагрузка на двигатель, закрыть совсем - снижение тока скажется только на производительности насоса (вспоминаем вязкость), и как следствие, либо жидкость (как несжимаемая) находит самое слабое место - узел уполотнения на валу, сальники - и выходит наружу (а потом ремонт) либо просто горит двигатель, т.к нагрузка на него возрастает в несколько раз. Я уже не говорю при гидроудары, которые могут возникнуть при открытии запорной арматуры после пуска насоса.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:29
#27
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
2. если байпаса нет, то насос запускают с " подорваной" запорной арматурой, т.е. приоткрытой
на закрытую пускают
потом начинают приоткрывать, с частотником или без - без разницы...
Естественно все это делается в ритме вальса, на максимальный напор насос до полусуток никто не гоняет.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:33
#28
Magdanoff

Проектирование магистрального транспорта - ТХ и только ТХ
 
Регистрация: 02.10.2008
Уфа
Сообщений: 79


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
на закрытую пускают
потом начинают приоткрывать, с частотником или без - без разницы...
Естественно все это делается в ритме вальса, на максимальный напор насос до полусуток никто не гоняет.
Ага, обычно требования в инструкциях - не более 60 секунд.
Magdanoff вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:34
#29
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


у нас 30... Осмоса и тыды...
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:47
#30
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


а как вы заполните рабочее колесо насоса, если у вас нагнетание закрыто? В полости же, не вакуум, а воздух и ему куда-то надо деться. Можно конечно использовать воздушники на насосах, но это не всегда решение. А воздух из трубопровода ДО запорной арматуры?
Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
гидроудары, которые могут возникнуть при открытии запорной арматуры после пуска насоса
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 13:50
1 | #31
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


элементарно ватсон, воздушные клапана, краны для сброса воздуха и тыды и тыпы до пуска насоса...
У нас пуск после очередных моек оборудования, оно потом промывается пермиатом и им же и заполняется...

А по умолчанию насос и так в нижней точке, всегда заполнен, если трубопровод не зигзага, проблем с заполнением нет...
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:06
#32
Magdanoff

Проектирование магистрального транспорта - ТХ и только ТХ
 
Регистрация: 02.10.2008
Уфа
Сообщений: 79


Цитата:
гидроудары, которые могут возникнуть при открытии запорной арматуры после пуска насоса
Открываем задвижку плаааавно.
Вообще появились вопросы к посту производственному, но вот главный , точно не описались?
Цитата:
больше напор - выше производительность, и наоборот.
Magdanoff вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:17
#33
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
на закрытую пускают
потом начинают приоткрывать, с частотником или без - без разницы...
у нас когда-то тоже так делали. Правда сальники летели- будь здоров. потом как-то был случай - арматуру не смогли своевременно открыть - что-то заклинило там. сальник выдержал, на манометр что между насосом и клапаном вместо с трубкой над головой у моториста и в лепешку о стену в пяти метрах. тот успел отскочить чтоб его не ошпарило - среда 95-98 град температуры, в частично заполненной улите насоса при закрытом клапане получилась адская смесь сока и пара плюс давление насоса, да через откывшийся патрубок... вообщем ему повезло, цел остался. После этого случая - пуск насоса только на приоткрытой арматуре. Потом стали байпасы делать. Ими удобно заполнять насос перед пуском - полностью, а не на пол-улиты.

А если взять насосы с торцовым или динамическим уплотнением, например зульцер то пуск насоса при полностью закрытом нагнетании = пипец уплотнению.

Magdanoff, по Вашему вопросу - рассматривайте насос без сети.

Последний раз редактировалось Deader, 13.05.2013 в 14:22.
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:30
#34
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
А если взять насосы с торцовым или динамическим уплотнением, например зульцер то пуск насоса при полностью закрытом нагнетании = пипец уплотнению.
эээ а пробное давление на 1.25 от максимального не прессуете??? почему сальники летят...
У нас Грюндфосы, и коллектора чуть не с двойным запасом по давлению в том числе и с защитой от дурака - работы на закрытую задвижку.
Видать экономия на задвижках была, вот и летело все... У нас рабочее примерно 16, задвижка 25, насос потолок 20 дает.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:42
#35
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
эээ а пробное давление на 1.25 от максимального не прессуете??? почему сальники летят...
это опрессовка трубопровода, а не насоса. На закрытом нагнетании давление может подняться гораздо выше, чем 1,25, особенно когда среда вязкая

а то было в 90-х годах, грюндфосов не было, были СОТы...
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:45
#36
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


опа, значит без защиты от дурака делали?
Если насос дает 20 бар, трубопровод должен держать 25 как минимум. Так и конструируем, правда у нас законченные установки, а не магистралки.
Ну у ТС похожий случай видимо.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 13.05.2013, 14:51
#37
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Если это насос, то манометры всегда ставятся между насосом и запорной арматурой - до и после. Только так можно оценить реальный напор насоса - когда он не подключен к сети.
Мне надо мерить давление в трубопроводе на данном участке, а не проверять напор насоса. Затворы полнопроходные, они нужны для перекрытия при отсоединении насоса.
Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
слабовата обвязка
Что такое "обвязка"? Если это детали крепления труб и агрегатов к несущим конструкциям - то она входит в вышестоящую сборку, а в данной не показана.
Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
куча лишних изгибов, пересечение трубопроводов, верхняя задвижка видимо высоко
Этот трубопровод, наряду с другими, вписывается в контейнер, напичканный оборудованием. Если есть изгибы, и что-то расположено немного высоко - значит есть на то причины. Все вписано близким к оптимальному образом, в 3D модели.
Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
разбивка на подсборки слабовата, то пусто то густо
Разбивка на подсборки - по фланцам. Какая монтажникам разница, что они сильно отличаются по габаритам и массе? Тем более, какая разница для функционирования трубопровода?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:51
#38
Magdanoff

Проектирование магистрального транспорта - ТХ и только ТХ
 
Регистрация: 02.10.2008
Уфа
Сообщений: 79


"За расчетное давление в трубопроводе принимаются: для напорных трубопроводов (после насосов, компрессоров, газодувок) - максимальное давление, развиваемое центробежной машиной при закрытой задвижке со стороны нагнетания;"
Magdanoff вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:56
#39
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Что такое "обвязка"?
Это то, что вы изобразили, полностью.

Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Этот трубопровод, наряду с другими, вписывается в контейнер, напичканный оборудованием.
Можно сделать процентов на 25-30 экономичнее, это моя работа. 3D - инструмент, не более. Даже если в 4D сделать лучше не будет.

Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Какая монтажникам разница,
эргономика.


Пример приведу, делали параллельно пару установок, идентичная производительность.
Срок сборки моей вышел 9 дней, у коллег 20. Всего их было по 5 штук.
Разницу в ЗП 2-х монтажников на 5 месяцев и 2 сравните + кучу прочих нюансов, таких как экономию комплектации учтите. С опытом придет понимание.
Сейчас лучший совет, сходите с 3D к монтажнику с опытом.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 14:58
#40
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
Если насос дает 20 бар, трубопровод должен держать 25 как минимум. Так и конструируем, правда у нас законченные установки, а не магистралки
не путайте насос и трубопровод, а то и так уже совсем ушли от начальной темы ТС.

я повторюсь, если среда вязкая то давление в насосе на не в трубопроводе, который опрессован на 1,25, возрастет в несколько раз при закрытии нагнетания.

сам видел , когда у насоса с напором 30 м (на вязкой среде) выдавливало прокладки на лобовине и вырывало шпильки на корпусе лобовины. Правда перед этим на нем двигатель поменяли с увеличением мощности в 2 раза
Deader вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 15:05
#41
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
не путайте насос и трубопровод, а то и так уже совсем ушли от начальной темы ТС.
Магистраль и установка, немного разные законы. Я вас понял.


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Какая монтажникам разница, что они сильно отличаются по габаритам и массе?
Иногда да, требуются подъемные механизмы (не в случае с контейнером), простое правило, чем меньше стыков (сварных, клеевых, фланцевых...), тем надежнее соединение.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 16:34
#42
ShaggyDoc

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
 
Регистрация: 14.03.2005
44d32'44"С, 33d26'51"В
Сообщений: 13,372


Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
Тогда я отвечу Вам не как проектировщик, а как производственник:
И проектировщик и производственник должны руководствоваться не сказками Дядюшки Римуса, а нормативными документами.

Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
1. чтобы запустить насос с закрытой арматурой на нагнетательном патрубке, последний ДОЛЖЕН БЫТЬ оснащен байпасной линией, в обход запорной арматуры, как привило Ду байпаса 15...50 мм, в зависимости от Ду трубопровода, которая открывается при пуске насоса и закрывается
Ссылку на "должен быть", пожалуйста. Ну ладно, поскольку нормативные документы мы не читаем, процитирую сам

Цитата:
Насос не может работать при закрытом запорном клапане в нагнетательном трубопроводе, поскольку возникающие вследствие этого подъем температуры, а также парообразование приводят к повреждению насоса.
Для предотвращения такой опасности через насос должен протекать минимальный поток. Это достигается установкой байпаса или обходной магистрали к баку или аналогичным узлам с нагнетательной стороны насоса.
Через насос всегда должен протекать минимальный поток, составляющий 10% от потока в точке с максимальным кпд. Величины потока и напора в точке с максимальным кпд приведены на фирмeнной табличке.
Это предупреждение для конкретной конструкции насоса Grundfos. И здесь написано про "не может работать", а не про "запустить насос". Про запуск насоса написано конкретно:

Цитата:
6.3 Включение насоса
1. Перед включением необходимо полностью открыть запорный клапан на стороне всасывания насоса. Запорный клапан на стороне нагнетания следует открыть лишь частично.
2. Включить насос.
...
4. Как только система трубопроводов будет заполнена рабочей жидкостью, следует приступить к плавному открытию запорного клапана, расположенного с нагнетательной стороны насоса, вплоть до полного открытия этого клапана.
А вот из инструкции для приличных насосов ЦНСГ:

Цитата:
2.4 Подготовка агрегата к пуску.

Перед пуском агрегата в работу необходимо:
- закрыть задвижку на нагнетании, а также краны манометра и мановакуумметра;
...
2.5.2 Включить двигатель и дать ему возможность набрать необходимую частоту вращения. Открыть краны у манометра и мановакуумметра.
2.5.3 Открывать задвижку на нагнетании до получения требуемой подачи.
Речь именно про пуск насосов с мощными двигателями - у них запас на пусковую мощность небольшой. Про всякую мелочевку речь не идет.

Цитата:
Сообщение от Deader Посмотреть сообщение
4. манометр ставится ПОСЛЕ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ, обычно уже на общем нагнетательном трубопроводе после пары насосов (рабочий/резервный), и по его показаниям вполне можно судить о напоре насоса
Можно и пальцем в носу на приеме у королевы ковырять, но по дипломатическому протоколу это не положено.
Отвечаю цитатами из нормативных документов:

СНиП II-35-76 (с изм. 1978, 1 1998)
Цитата:
15.40. Для насосных установок следует предусматривать показывающие приборы для измерения:
а) давления воды, жидкого топлива и жидких присадок во всасывающих патрубках (после запорной арматуры) и в напорных патрубках (до запорной арматуры) всех насосов;
СП 41-101-95
Цитата:
8.12 Показывающие манометры должны предусматриваться перед всасывающими и после нагнетательных патрубков насосов.
СНиП 2.04.01-85 (с изм. 1 1991, 2 1996)
Цитата:
12.16. На напорной линии у каждого насоса следует предусматривать обратный клапан, задвижку и манометр, а на всасывающей — установку задвижки и манометра.
Уж про техническую литературу по насосам я и не говорю. Советовать в темах проектирования надо не на основе производственного опыта ("а мы завсегда лаптем щи хлебаем"), а на основе документов.
ShaggyDoc вне форума  
 
Непрочитано 13.05.2013, 17:02
#43
Deader

технолог
 
Регистрация: 03.01.2011
Сообщений: 305


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
Цитата:




Насос не может работать при закрытом запорном клапане в нагнетательном трубопроводе, поскольку возникающие вследствие этого подъем температуры, а также парообразование приводят к повреждению насоса.
Для предотвращения такой опасности через насос должен протекать минимальный поток. Это достигается установкой байпаса или обходной магистрали к баку или аналогичным узлам с нагнетательной стороны насоса.
Через насос всегда должен протекать минимальный поток, составляющий 10% от потока в точке с максимальным кпд. Величины потока и напора в точке с максимальным кпд приведены на фирмeнной табличке.




Это предупреждение для конкретной конструкции насоса Grundfos. И здесь написано про "не может работать", а не про "запустить насос". Про запуск насоса написано конкретно:


Цитата:




6.3 Включение насоса
1. Перед включением необходимо полностью открыть запорный клапан на стороне всасывания насоса. Запорный клапан на стороне нагнетания следует открыть лишь частично.
2. Включить насос.
...
4. Как только система трубопроводов будет заполнена рабочей жидкостью, следует приступить к плавному открытию запорного клапана, расположенного с нагнетательной стороны насоса, вплоть до полного открытия этого клапана.
многоступенчатый насос воды - приличный. остальные - неприличные?


Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
СНиП II-35-76 (с изм. 1978, 1 1998)
- котельные, среда - вода. (отменен)
Цитата:
Сообщение от ShaggyDoc Посмотреть сообщение
СП 41-101-95
- где именно устанавливать манометры, до или после - ни слова

Я ценю Ваше знание нормативной документации, но иногда слепое соблюдение требований НАШИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ приводит к печальным последствиям. О их "недоработанности" уже много говорилось и писалось .

Хочу заметить, что не только вода и ей подобные перекачиваются насосами и по трубам. И не только в тепловом хозяйстве и котельных используются насосы для перекачки жидкостей. Насосами перекачиваться могут и сиропы и суспенции и нефтепродукты и многое другое, и в разных отраслях, и подводить все под одну гребенку не имеет смысла.
То что является обязательным требованием в одном месте может оказаться совершенно неприемлемым в другом. То же и с насосами, незаменимые в одних условиях - будут недопустимыми в других. Так тоже бывает.

И никто не знает, что в трубах ТС.

А про производство и проектирование - не раз приходилось перерабатывать и дорабатывать решения матерых проектировщиков в орденах без реального производственного опыта. Нельзя разрывать одних и других. Одни отупеют, другие зажрутся. Вы не хуже меня знаете, что новые снипы - по сути те же старые, но с переставленными абзацами. Некоторые, вообще 30 - 40 лет не обновлялись.

А советовать что-то по конструктиву топикстартера, не имея представления, что у него там в этих трубах, и что вообще это за установка - по меньшей мере не имеет смысла.

ps - спросил человек как оформить, получил - дискуссию на совершенно другую тему

Последний раз редактировалось Deader, 13.05.2013 в 17:52.
Deader вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 13.05.2013, 18:22
#44
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
Можно сделать процентов на 25-30 экономичнее, это моя работа.
Вы чисто интуитивно можете этого достигнуть, или есть конкретный алгоритм?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 14.05.2013, 08:26
#45
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
ы чисто интуитивно можете этого достигнуть, или есть конкретный алгоритм?
Опыт, знакомство с большим количеством аналогов, что-то честно лямзится...
Придет со временем, через год, два, будешь улыбаться, глядя на то, что сделаешь сегодня. Это нормально.

Пара фишек.
Эргономика.

Все органы управления и визуального контроля на высоте 1800 и ниже. Желательно чтоб все было рядом, компактно, не приходилось вокруг установки как волчок крутиться...

Экономика.

Минимум лишних фитингов, минимизация по размерам установок, простота в изготовлении подсборок и конечной обвязки. Это время и соответственно деньги. Как говорит мой знакомый, все должно быть параллельно и перпендикулярно. Я взял за правило.

Пара примеров с обвязками внизу, ссорь за размер, трафик менегер.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2013-05-14_081928.jpg
Просмотров: 91
Размер:	71.4 Кб
ID:	103145  Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2013-05-14_082044.jpg
Просмотров: 103
Размер:	66.7 Кб
ID:	103146  Нажмите на изображение для увеличения
Название: кууцку.jpg
Просмотров: 93
Размер:	77.3 Кб
ID:	103147  
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 15.05.2013, 10:57
#46
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
Пара фишек.
По первому фото. Почему наружные диаметры тройников и отводов заметно больше диаметра трубы?
По второму фото. Отчего это фильтр установлен сетчатым элементом вверх? Или это не фильтр?
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Трубопроводы2.jpg
Просмотров: 101
Размер:	191.6 Кб
ID:	103276  
Creator вне форума  
 
Непрочитано 15.05.2013, 11:12
1 | #47
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
По первому фото.
1. Пластик, раструб, клей.
2. Магнито-индукционный расходомер, ставится на прямых участках с требованием выдержки определенного расстояния прямого участка перед ними + требования по заполнению водой трубопровода --> на нисходящих участках не ставят. Бывают горизонтального и вертикального исполнения. Бывают универсальные, более популярны простые крыльчатки хош со вторичником хош компактно.
Те что стоят http://ru.krohne.com/ru/pribory/izmerenie-raskhoda/
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 15.05.2013, 11:36
#48
Creator

конструктор (нестандартка)
 
Регистрация: 12.12.2007
Минск
Сообщений: 1,392


Цитата:
Сообщение от nlo740 Посмотреть сообщение
Пластик, раструб, клей.
Почему не черный металл? Почему часть трубопроводов, по видимому из нержавейки?
Для каких сред (можно вода+антифриз ?), температур (можно +120 ?), давлений (можно 1 МПа ?) подходит пластик? Как насчет долговечности, технологичности сборки (насколько нужны приспособления и квалифицированные сборщики), цены? Можно ли обойтись без теплоизоляции?
Creator вне форума  
 
Непрочитано 15.05.2013, 11:37
#49
nlo740


 
Регистрация: 15.09.2009
Сообщений: 2,242


Цитата:
Сообщение от Creator Посмотреть сообщение
Почему не черный металл? Почему часть трубопроводов, по видимому из нержавейки?
Для каких сред (можно вода+антифриз ?), температур (можно +120 ?), давлений (можно 1 МПа ?) подходит пластик? Как насчет долговечности, технологичности сборки (насколько нужны приспособления и квалифицированные сборщики), цены? Можно ли обойтись без теплоизоляции?
Отвечу в соседней теме... Продолжим там.
__________________
* Отступление от ГОСТа преследуется по закону.
nlo740 вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Технологические решения (ТХ) > Правильное название частей трубопровода

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Допустимые отклонения для опорных частей пролетных строений моста(транспортная развязка)? Gerdov-85 Технология и организация строительства 17 04.09.2012 15:20
Помогите определить правильное название по ГОСТ детали. Алексеич Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 5 11.07.2012 10:23
Сводчатое или арочное перекрытие или какое название правильное... agafosha Архитектура 3 20.06.2012 17:06
не получается изменить название разреза в Archicad бубликлимонный ArchiCAD 2 20.04.2012 09:50
Ищу ГОСТ на зубчатую передачу ЗаяцБо Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 4 14.12.2010 15:54