|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
|
![]() |
Поиск в этой теме |
![]() |
#1 | |
Требуется помощь в расчете трехлучевой траверсы
будущий монтажник
Регистрация: 13.12.2012
Сообщений: 18
|
||
Просмотров: 40579
|
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
А что такое обечайка ?
И почему вы решили применить именно трёхлучевую траверсу ? А может вообще исключить как-нибудь подъём обейчайки ?
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Я так понимаю, обечайка в данном случае - это кусок трубы диаметром 6м. Для исключения нагрузок от стропов в радиальном направлении планируют использовать траверсу. Верно?
Есть ли строповочные места на обечайке? Если есть - их количество и расположение. Желательно нарисовать эскиз (схему). |
|||
![]() |
|
||||
будущий монтажник Регистрация: 13.12.2012
Сообщений: 18
|
"А что такое обечайка ?
И почему вы решили применить именно трёхлучевую траверсу ? А может вообще исключить как-нибудь подъём обечайки ?" обечайка, она же царга нет, дело в том что мне без нее никак,иначе под своим весом царга деформируется во время подъема.В книге матвеева рассмотрен пример с подъемом цилинда, только его поднимают не вертикально, а за горизонтально. сколько не гуглил в интернете ни одного примера не нашел ZVV - вы поняли правильно, эти куски трубы как раз и собираются посредством поднятия краном на траверсе в полноценную трубу,я посчитал что трех строповочных мест под углом 120 градусов между друг-другом хватит, поэтому решил использовать вот такую траверсу Вот изображение http://vk.com/id25342235?z=photo2534...342235_0%2Frev Последний раз редактировалось ВасилийПетрович, 14.12.2012 в 02:26. Причина: добавил |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
Цитата:
Вы же инженер. Ваше оружие карандаш... Покажите. ![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Если делать в одной плоскости (как на картинке) с подвесом для крюка в центре, то нужны лучи из двутавра № 45 ГОСТ 8239 или швеллеров "в коробочку" № 36 ГОСТ 8240.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
![]() ![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
С пауком можно сделать, например, равносторонний треугольник по диаметру груза, либо цепляться пауком за консоли по периферии, тогда - другой разговор. А человек пока хочет просто консоли: может, у него сверху места нет для паука.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Offtop: ЗЫЖ Я мог бы порекомендовать свою, но прости это уже будет рекламой ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Да ну это не конструктивный подход, они вообще-то сами должны были подобрать, правда готовые навряд ли кто держит, это товар такой, который редко берут, из ассортимента можно попробовать например такие(правда эта всего на 2...5 тонн)
|
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Для разработки и изготовления съёмного грузозахватного приспособления, каковым является траверса, необходимо иметь разрешение. Чтобы обойти этот вопрос и намекал в посте 9 на стандартный паук с треугольной (можно, как приведено в посте 14, или трёхлучевой, или ещё какой-нибудь) распоркой, которая не является съёмным грузозахватным приспособлением. Но для паука необходимо иметь место над грузом или цеплять внутри обечайку так, чтоб крюк не выходил за пределы обечайки.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Цитата:
Такая нужна траверса-то? 60 тонн 11 метров, по-моему. Год назад делал. А вот зацепить за центр у Вас не получится...Вернее, получится, только тяжелая бандура получится.... Последний раз редактировалось slava217, 16.12.2012 в 21:42. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
См. ПУиБЭГПК. Там нигде не говорится, что разрешать может slava217.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Да, почитайте.http://www.**************/ntdpdf/4826...ykh_kranov.pdf
|
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Паук подбирается готовый по ГОСТ 25573
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Для конкретного груза 17 т подойдёт стандартный трёхветвевой строп на 20 т. Вот и весь расчёт. Если наклон ветви будет менее 45 градусов к горизонту, вот тогда и посчитать.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Интересно услышать мнение участников обсуждения о работе траверсы при показанной схеме строповки и подъеме жесткого груза. Вызывает сомнение равномерная нагрузка всех 4-х стропов. Думаю, что траверсу нужно также считать на вариант загрузки только двух стропов расположенных по диагонали.
|
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
ZVV а вроде бы по нормам все траверсы надо считать на экстремальные ситуации с обрывами канатов...
Посмотрите ПБ по кранам, там вроде было это требование.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
|
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Споры уже были по этому поводу, на этом форуме. Бегло сказать не возможно сколько будет воспринимать каждая ветвь, про проектировании траверс центральным закреплением (т.е. на крюке на самой траверсе) естественно будут воспринимать не более трех, в данном случае рама я думаю рама не настолько жесткая в вертикальном направлении т.е. не исключено, что она будет играть. Но если рассматривать как исключительно жесткую конструкцию, то конечно вы правы. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Требований таких нет, но, исходя из схемы траверсы, считать надо на два диагональных стропа. И даже если рама не очень жёсткая, то наложатся значительные допуски на длину стропов и допуски на места крепления крюков к грузу. Будут работать два стропа. Ну, если Ц.М. смещён, то соответственно загрузится ещё один строп.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Ну это не совсем так, строп например для такой грузоподъемности я бы выбрал цепной (а у него допуски по длине зависят от точности изготовления цепи), а заделки цепи могут оказаться импортными покупными, а несколько миллиметров для такой траверсы роли не сыграют
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Практически расчетов бы не понадобилось, из расчетов останется посчитать элементы траверсы на сжатие. Ну для такой конструкции, этим бы и ограничился. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Конечно.
Цитата:
Эта рама по существу распорка между ветвями стропа, ну пусть она ей и будет ![]() |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Ребят, чего тут считать то собствено - термех чистой воды Три уравнения для каждой точки на три плоскости и будут вам все нагрузки, да собствено и так можно прикинуть - шесть тон разделить на три и разделить на косинус соракапяти итого 2,8т в чалке ну и сжимающая сила в 2т. Это если использовать не траверсу, а обыкновеные чалки.
Так вот, коли уж я с такими игрушками местами завязан - не парьтесь вы изобретая грузоподъемное приспособление (можете схлопотать по шее и справедливо) Воткните в вашу трубу монтажные балки. Условно говоря два швелера крест накрест (или треугольником) воткнутые поперек трубы в места где крюки цепляются. после монтажа это дело срезается, и зачищается, но при монтаже вы точно не помнете трубу и не надо никаких лишних приспособ, все решается стандартными средствами имеющимися на кране. ZVV ваша прямоугольная траверса работать конечно будет, только вот груз вертикально висеть не будет ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Цитата:
Это почему же? |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Почему два. а не три?
и "инженеру-механику" из 35 поста....Зачем шестерню на шпонку ставить? Давайте гвоздь туда забьем! А если серьезно- монтаж оболочек- дело не всовсем простое. Чаще всего для срезки предлагаемой Вам трубы просто нет возможности. Да, и долго это.... Последний раз редактировалось slava217, 18.12.2012 в 14:42. |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
ZVV, потому как ЦТ всегда окажется на линии вертикальной проведеной от крюка. Все что не будет соответствовать этому, повиснет криво
![]() Траверса это серьезная приспособа, а распорка в трубу делается "по месту" и не требует лишних телодвижений кроме прикидочного расчета. slava217, можете смеяться, только сталеплавильные печи это как раз ваши оболочки и есть и ЦТ у них оказывается где богу окажется угодным, и пилят их для транспортировки бо в вагоны они не лезут и вот как раз такими "гвоздями" ака швелерами транспортно-монтажными они и развязаны до того счастливого момента как все это не будет сварено в единое целое. Так вот, я не одну печь спроектировали и отправил в путешествие по миру таким образом, можете поверить, гвозди штука надежная. slava217, два стропа будут работать при четырехветвевом зацеплении и при ЦТ лежащем на линии соединяющей точки крепления - по любому один строп окажется коротковат. Есть желание поспорить? Прошу. Только аргументировано, без наездов. Кстати, гдето у меня есть фотки с монтажа таких вертикальных оболочек, там как раз труба нашпигована такими "элементами жесткости" - ее из горизонтали в вертикаль с вагона ставят. |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Жклания спорить нет с Вам совершенно, потому что Вы только проектируете, а я еще монтирую и демонтирую.
И если Вы в своих проектах "ввариваете трубу", то, в общем-то и спорить не о чем, тем более, что ТЦ для транспортировки Вы ОБЯЗАНЫ просчитать и ПРОМАРКИРОВАТЬ. "Кстати, гдето у меня есть фотки с монтажа таких вертикальных оболочек, там как раз труба нашпигована такими "элементами жесткости" - ее из горизонтали в вертикаль с вагона ставят." Это "кстати" называется распоркой и предназанчено совершенно не для строповки. Последний раз редактировалось slava217, 18.12.2012 в 15:37. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Это не фантазия, а п. 5.1.1 НПАОП 0.00-1.01-07.
Потому что разместить в плоскости 4 точки практически невозможно, а на практике лучше ставить три точки. Можно, конечно, и больше, чем три, но для этого нужны дополнительные элементы - балансиры. Кстати, я сказал, что может работать и ещё один строп при условии...
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Цитата:
Кстати. в ряде случаев 2 точки строповки гораздо удобнее, но достаточно часто при демонтаже резервуаров сталкиваемся с истончением стенок оболочек до такой стеапени, что подкладные листы МФ становятся слишком большими. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Fogel, не очень понятно, как это:
Цитата:
Цитата:
![]() Думаю Вы согласитесь, что однозначного решения: траверса или распорки быть не может, и каждый раз решается индивидуально по фактическим условиям. |
|||
![]() |
|
||||
Проектирование Регистрация: 04.07.2012
Рязань
Сообщений: 2,003
|
Ребята! почему вы мешаете все в одну кучу? У траверсы и распорки разные функции. Траверса обеспечивает проектное положение объекта(груза). а распорка просто препятствует смятию оболочки. Мы, кстати, ставили вместо распорок растяжки, которы кроме всего прочего позволяли изменять форму оболочки при усановке на место.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
1) препятствуют смятию оболочки; 2) обеспечивают её проектное положение при подъеме. Фактически в данном случае распорка - это та же траверса непосредственно соединенная с оболочкой. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
Ну делов то грузоподъемное устройство сделать, а вы уже ругаетесь.
![]() Это ж как два пальца. Ну мне так кажется, хотя, конечно, не делал. ![]() При расчёте траверсы груз будет висеть на трёх стропах. Согласно ПБ. Я имел в виду именно этот пункт. Подумайте, может можно исключить подъём кольца ? Технологию точно иначе не сделать ? Вы не дали ни малейшего представления зачем вы это делаете. Может быть проще насыпь насыпать и на подъём по уклону накатить на роликах. ![]() Или подъём домкратами... Ну это шучу, конечно. Но сведений автор темы не дал. Ни груза, ни конструкции, ни технологии, ни своего видения траверсы.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Во-первых, такого вопроса не было, во-вторых, я писал про предложеннную четырёхвевевую схему, а не предлагал свою.
Аналогичную задачу с четырёхветвевым стропом как-то решал следующим образом. На обечайку положил сверху крестообразную распорку с направляющими желобками из трубы на концах, в которые ложились тросы и далее цеплялись за зацепы на обечайке. Распорку посчитал на сжатие и устойчивость.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Цитата:
![]() За распорки я, разумеется, ничего стропить не собираюсь (опять же если именно для этого я туда их и не поставил). Цитата:
![]() Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.09.2009
Сообщений: 431
|
Цитата:
Что бы ни распыляться: пост №9 |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Рекомендую посмотреть Перечень НПАОП 0.00-8.24-05. Если сможете при изготовлении СГЗП обойтись без работ, указанных в нём, - ради бога!
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.09.2009
Сообщений: 431
|
uraltay вас, то в жар, то в холод.
Вначале вы же сами указали п. 5.1.1 НПАОП 0.00-1.01-07. Далее выходим на постановление КМУ №1631 от 15.10.2003 (замененную на КМУ №1107 от 26.10.2011), где указан перечень работ, повышенной опасности, на которые надо получать разрешение - изготовление вы не найдете. Теперь вы уже указали НПАОП 0.00-8.24-05 перечень работ повышенной опасности. Но смотрите более внимательно, на что распространяется этот НД. Это документ введен приказом №15 от 26.01.2005, который говорит о Типовом положении об обучении и проверки знаний по вопросам охраны труда + указанный выше перечень работ повышенной опасности. Т.е. этот перечень относится к обучению (но даже если прочитать все 137 пунктов – в нем изготовление вы не найдете). Опять Одесса… |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Об этих постановлениях слышу впервые. В настоящее время предприятие, на котором я работаю, не может изготавливать вышеупомянутые изделия по вышеупомянутым же причинам, хотя я их продолжаю разрабатывать. Дальнейший разговор на эту тему считаю бессмысленным. Привет курочке с Привоза!
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
uraltay, делаете ли Вы расчет траверс на прочность (устойчивость)? Если да, каким документом руководствуетесь?
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057
|
Так, для инфы подскажите где такое написано.
Я вот делал однажды. На 85 тонн. Просто проект делался, КМ. Он был включен в ПОР. Изготавливалось на заводе МК. Этого недостаочно, что ли? |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
Обязательно!!! Когда начинал, пользовался какими-то документами типа справочников конструктора. Сейчас практически все в голове, не так уж много формул для этого надо. Ну и, конечно, основной документ с требованиями - ПУиБЭГПК. Иногда увеличиваю требования. Например, раньше тара не испытывалась, а только осматривалась после изготовления. Делал для радиоактивных отходов - как без испытаний? Люльки для подъёма людей краном испытывал двойной нагрузкой, сейчас и в правилах двойная. И т.д.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.09.2009
Сообщений: 431
|
uraltay
Если вы работаете в (на) Украине, то указанные постановления нужно знать, тем более Постановление КМУ выше юридически, чем ПУБЭГК. Хотя разобраться в бардаке по НД – не так просто. К примеру, сейчас отменены Правила по котлам и сосудам, вышедшие в 1994, а вместо них действуют Правила 1966 и 1987 (соответственно) + опять же свое Постановление. Как я говорю: з-н Ньютона меняется два раза в день. Общаясь с людьми уровня директоров и гл. инженеров – и объясняешь им элементарные вещи, а в ответ часто слышу истерически: Читай Правила!!!... (на Форуме такое к сожалению то же часто можно встретить). Так и живем. Ну а курочка ушла довольная – сказала, что ей понравилось, и она еще заглянет на огонек. ZVV выложено на Форуме: – украинское ТУ У 29.2-21674530-026-2007 Траверсы грузоподъёмные. - РД 31.45.03-82 Устройства грузозахватные крановые. Типовые расчеты. Самих траверс нет, но составляющие (проушины, захваты …) посчитаны. Под рукой оказалось - Примеры расчёта такелажной оснастки. Матвеев стр.56 (расчет траверс) Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057
|
К чему книга? У меня она есть, ей и руководствовался при расчете. Я спросил о нормативном документе действующем в Украине в данное время, который регламентирует обязательную сертификацию (паспотризацию) и, соответсвенно определяет, что недостаточно просто внести чертежи (расчеты) траверсы в ППР.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.09.2009
Сообщений: 431
|
Цитата:
Цитата:
ТУ, действующее я привел – см. выше. Паспорт и другие эксплуатационное документы нужны – п.5.1.10. НПАОП 0.00-1.01-07. Сертификация (продукция отечественная) – надо см. соответствующий перечень продукции, подлежащей сертификации (к примеру, бытовые трансформаторы надо сертифицировать). 99% траверсу не нужно сертифицировать. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Если траверса для выполнения каких-то разовых работ никто ее сертифицировать и оформлять не будет, я и сам недавно так же делал, нужна была траверса для монтажа нарисовал, что-то на коленке, на промакашке, мужика сварили... дальше запретят или не запретят ей пользоваться это уже все равно ![]() Второй случай, это для собственных нужд, на технологических операциях, т.е. пользуешься постоянно. Тут зависит от собственной службы ТБ, на сколько они въедливы, могут не обратить внимание, могут заставить испытывать и ставить на учет... ну и т.д. Третий случай, это под заказ, на продажу, ну тут уже прости, за каждую букву спросЮт. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Написано в Правилах. Возможно, на заводе МК есть такое разрешение. Но у строителей часто проявляется самостоятельность: рядом со мной, машиностроителем много лет работают три конструктора-строителя - не могу привыкнуть к их выходкам.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057
|
Цитата:
Вообще то у меня это был единичный случай, но нужно было все с бумажками, поэтому просто включили в ППР. Цитата:
Offtop: С какого времени самостоятельность - это плохо? ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Цитата:
"Применяется на расчеты грузозахватных крановых устройств, применяемых в морских портах и на других предприятиях Минморфлота", что же делать если я монтирую строительные конструкции или технологическое оборудование на электростанции ? Товарищ Матвеев пишет, что расчеты в его книге выполнены в соответствии с ВСН 42-74 (сейчас ОСТ 36-128-85). Но в этом ОСТ нет ни слова о их аттестации, испытаниях, и о ПУиБЭГК. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
В ПБ по кранам были вроде бы коэффициенты запаса прочности грузоподъёмных устройств. Странно, если нет.
Коэф. динамичности вы считаете сами. Коэф. надёжности по нагрузке... Насколько я понимаю в машиностроении его нет. Есть только коэф. запаса прочности устройства на эксплуатационное воздействие... Ну или если вы используете СНиП "нагрузки и воздействия", то тогда вам придётся его использовать для определения нагрузок просто потому что вы тогда обязуетесь исполнять СНиП. Коэффициента условий работы - вроде бы также нет.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
![]() Самое главное ![]() Машиностироители считают по допускаемым напряжениям, а они гораздо ниже ваших ![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
Я имел в виду самостоятельность с нарушением норм. В 15 метрах от меня новая крыша с оборванным позавчера снегом ограждением. Разработчики не захотели его посчитать, хотя им говорили, что крепление хлипкое. Я считаю по допускаемым напряжениям. А к коэффициентам запаса нужно подходить с пониманием: где, кто и как будет эксплуатировать изделие. Я выше писал о таре для р/а отходов и люльке. Лучше перебдеть, чем хоронить.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Хотелось бы поподробнее (если можно), на чем основана величина выбранного вами коэффициента запаса? Есть ли какой то документ их регламентирующий? |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
|
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Не-еа, это вы привязаны к пределу текучести, а у машиностроителей только в пределах упругой деформации, ну если дословно дай бог память это примерно кажется 0,6 от текучести, скажем так сталь ст3 допускаемое напряжение на изгиб 150 МПа.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (с Изменениями)
Цитата:
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Это можно только в старых книгах найти, а сами напряжения это в справочниках, ну там детали машин, справочник Анурьева и т.д.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 25.09.2009
Сообщений: 431
|
Цитата:
Приведенный мной в посте №61 источники для общего понимания ситуации – надо же разбавить – под сотню постов и ни одного источника. К примеру, Vavan Metallist по одному из них считал траверсу (п.№62), так что вы не обобщайте. Был вопрос по сертификации – можно посмотреть п. 3.4 ТУ У 29.2-21674530-026-2007. Цитата:
Последний раз редактировалось Dima888, 19.12.2012 в 18:24. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
Был у меня такой случай. Через отверстие малого диаметра цанговым захватом нужно было извлечь оборвавшееся изделие. По нормам через такое отверстие можно было пропустить стержень на г/п, которой было очень недостаточно для извлечения. Сделали два одинаковых стержня (один токарь, один станок, один меритель), разорвали один стержень, а второму установили максимальную нагрузку 0.9 от нагрузки разрыва. При усилии 0.84 от усилия разрыва вытащили репку!
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
![]() Цитата:
сигма 0.02 - это и есть предел текучести (условный) для сталей у которых отсутствует предел текучести. Для Ст3 в сертификате Вы величины сигма 0.02 не найдете. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
![]() ![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
А я и не ищу в сертификате. Это можно найти, кажется, у Анурьева и у других авторов. Откуда я принял 1500кг/см2 - не помню, давно было, но ни разу не подвело.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057
|
А теперь смотрим в этот "один из них". Там принимаемые напряжения практически как с в стальном СНиПе, а никак не 1500кг/см2. Кстати, так я и считал свою траверсу, практически по стальному СНиПу. Предвещая какие то вопросы могу сказать, что она очень хорошо отработала. Но. В данном случае ей не перебрасывали грузы с причала на борт на высоте 100м и на расстояние 200, а просто приподнимали конструкцию. Поэтому я позволил себе принять саму низкую степень инженерного "бздения", тоесть работал в пределах "смело" и "безбашенно"
![]() Последний раз редактировалось Vavan Metallist, 19.12.2012 в 18:47. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Прочностная характеристика не меняется, меняется коэффициент запаса, т. е. у меня его почти не было, работал далеко за пределами упругой деформации. На память: упругая деформация у Ст3 заканчивается при 2200 кг/см2, а временное сопротивление около 4000 кг/см2. Кстати, используемая мной и Красниковым цифра 1500, похоже, что это 25% на испытания и 25% сверху, до начала пластики.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Вопрос к конструкторам, которые считают по допускаемым напряжениям. Если придется перед комиссией обосновать принятые сечения, неужто будете ссылаться на Анурьева и "старые книги" (в вопросе выбора допускаемых напряжений)?. И еще, я так понимаю, коэффициент продольного изгиба при расчете на устойчивость центрально-сжатых стержней Вы тоже берете из справочников? |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
Цитата:
Я тут у себя посмотрел Справочник по сопротивлению материалов С.П. Фесика для строителей, так в нём указаны "наши" допускаемые напряжения. В частности, для Ст3: растяжение -125МПа, изгиб - 150, кручение - 95, срез - 75, смятие - 190.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 30.01.2008
Україна, Львів
Сообщений: 6,057
|
Да я и не мешаю.
Я вообще то и не особо ориентируюсь в методе по допускаемым напряжениям. Наверно считается, считается - и все, что насчитали должно быть меньше этого самого допускаемого напряжения. И еще мне здается, что по этому методу запасы побольше будут, чем по предельным состояниям. Но я не зря написал, что в дургом случае взял бы 1000кг/м2. Это я ужа сам буду решать. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Этот вопрос не понял. Цитата:
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
В каком справочнике может стоять такое значение?
Это скорее ответ, а не вопрос. Неважно старая или новая книга - значение будет то же. Справочник 82 года. В нём сказано, что существует три метода расчёта: по допускаемым напряжениям, разрушающим нагрузкам и предельным состояниям. Разницы нет, как считать: в любом случае конструкция должна обеспечивать свои служебные характеристики в течение срока эксплуатации, а значит, допускаемые нагрузки (напряжения) могут быть не более определённой величины.
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Я сам напишу такой справочник. Имею право?
Цитата:
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Конечно! Но за базар придётся отвечать.
Цитата:
Нужно обеспечить требования обязательных документов, но если конструктивно, исходя из реальных условий, разработчик заложит больший запас прочности, никто его не осудит. На то он инженер, должен и собственной головой до чего-то доходить. Кстати, все регламентирующие документы изначально были новыми и не всегда понятыми. Как же у вас, строителей всё задавлено!
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
Ничего не понял. Какие книги ?
Все данные для расчёта по материалам берутся исключительно из ГОСТов и СНиП "Стальные конструкции". Откуда вы 1500 взяли ? Выбор материала осуществляется по методике. Если её нет, то по СНиП "Стальные конструкции". Если и он не подходит, то получается вы должны брать на себя ответственность и писать свою методику как выбирать стали. Сможете ? Анурьев признанный авторитет и никто с ним не спорит. Но это не обоснование. Просто в Анруьеве написано то же, что в СНиП. Ну на 80%, конечно... Не идентично... Другой вопрос, что большинство машиностроительных проектных организаций делают из года в год одно и то же. Вопрос выбора материала у них стоит не так как у строителей "А выберу как я сегодня 09Г2С", а скорее "Все 10 прошлых образцов дали трещины, надо менять сталь". А если оборудование работает в отапливаемом здании, так вообще нет проблем. Выбор стали осуществляется в 194*-лохматом году великим гл. констр. и всё. Остальные тырят его решение.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
С вашего позволения, не буду комментировать данную реплику.
Цитата:
Зато у Вас все пущено на самотек. Захотел, взял коэффициент запаса 5, а захотел 1,1 , ведь нигде (в обязательном к применению нормативном документе) минимальный запас не прописан. Цитата:
![]() Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Странно такое читать у человека, занимающегося, надеюсь, разработкой нестандартного оборудования. Или не разработкой?..
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
![]() Можно инспекторам дать расчет, я в свое время давал оформленный расчет, они отметили, что он есть и читать не стали ![]() Цитата:
Иными словами если он согнулся мы же будем за него и отвечать. По поводу разницы расчетов, ту заметили уже что у строителей есть некий коэффициент эксплуатации в расчетах, а у машиностроителей его нет, кроме всего прочего(расчетов на прочность) существует еще и проверка на прогиб. Ну например: строитель посчитал пролетную балку крана по предельным напряжениям, машиностроитель (не заглядывая в расчет ВНИИПТМАШ) по допускаемым напряжениям, результаты получили разные пока ![]() ![]() Tyhig Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Интересно узнать Ваше мнение по следующему вопросу. Вы пишите о том, что сконструированная Вами траверса будет испытана. Согласно Правилам для статических испытаний нагрузка на 25% больше от номинальной грузоподъемности траверсы. Эту же нагрузку Вы принимаете как наихудшую при расчете траверсы. Собственно вопрос : в книге Матвеев В.В. "Примеры расчета такелажной оснастки" в расчете траверсы на стр.56-64 , а также в РД 31.45.03-82 "Устройства грузозахватные крановые. Типовые расчеты". на стр 126-129 в примерах расчета траверсы в качестве наихудшего случая выбрана нагрузка не при испытаниях, а при подъеме груза массой равной номинальной грузоподъемности траверсы. Почему так? Как Вы считаете? |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
ZVV, праведный гнев направлен исключительно на вас.
Извиняюсь, что не указал адрес. Да, занимаюсь разработкой. У нас половина вне зданий, поэтому сталь по СНиП "Стальные конструкции" и после него по Анурьеву. То, что в зданиях по Анурьеву. Мой бывший гл. спец. считал всё по Анурьеву. Но он не знал о существовании СНиПа. Если бы знал, то обрадовался бы и использовал. Согласен, СНиПы не действуют. Но если нет методики можно сказать "для выбора стали применяется СНиП *** в части ***". Если норм нет, то надо их придумать...
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
Тогда еще раз и с цитатами на конкретные реплики, пожалуйста (если Вам интересно услышать ответ). |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
Предлагаю принять к использованию СНиП "Стальные конструкции".
Характер работы вашей траверсы похож на работу строительной конструкции. Много циклов нагружения-снятия-отрицательной нагрузки не будет, их будет мало. Стали будут те же что и в СНиП. Так почему бы им не воспользоваться ? Хотя бы и неофициально ? Мои нестандартные конструкции 1 огромный и профильный проектный институт "Донгипрооргшахтострой" считал по СНиП, о чём писал в расчётах. Правда там же в качестве источника указан Анурьев.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Цитата:
![]() Ну например вот здесь вот можно если полистать можно найти частью найти, помнится еще более старые расчеты грузоподъемных приспособлений заливал где-то годов 70 там насколько я помню коэффициенты запасов прочности расписывались. Tyhig Цитата:
![]() Последний раз редактировалось Serge Krasnikov, 20.12.2012 в 12:18. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.06.2012
Харьков, Украина
Сообщений: 2,454
|
Цитата:
-коэффициент перегрузки; -коэффициент динамичности; -коэффициент условий работы; -коэффициент надежности по назначению; -значения предельной гибкости для сжатых элементов. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
Цитата:
__________________
Сделать просто очень сложно. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
-коэффициент перегрузки; - нет такого (есть коэф. надёжности по нагрузкам, но в машиностроении он не применяется)
-коэффициент динамичности; - рассчитывается вами -коэффициент условий работы; - в СНиПе есть, но для машиностроения нет причины его применять -коэффициент надежности по назначению; - применяется к ЗДАНИЯМ и СООРУЖЕНИЯМ из-за степени их ответственности -значения предельной гибкости для сжатых элементов. - можно воспользоваться СНиП, не помню где, но там есть. Цитата:
Не всё можно использовать, но то что можно почему бы и нет ? По всем правилам безопасности обычно для канатов коэф. запаса прочности около 5-10. Для траверсоподобных вещей К=4-6... Думаю стоит привязаться к К на канаты. И сделать с таким же запасом, равнопрочно. Или назначить на 1-2 меньше. Скажем не 6, а 4-5.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен Последний раз редактировалось Tyhig, 20.12.2012 в 13:09. |
|||
![]() |
|
||||
конструктор-механик Регистрация: 27.03.2011
Украина (после Урала и Алтая)
Сообщений: 2,759
|
У канатов такие запасы из-за того, что они быстрее изнашиваются. Если бы у меня были строительные или иные справочники по СГЗП, то, конечно же пользовался бы. Кстати, из сопромата чаще других пользуюсь именно строительным справочником упомянутого выше Фесика. Просто привык к нему.
__________________
Сделать просто очень сложно. Последний раз редактировалось uraltay, 20.12.2012 в 13:53. |
|||
![]() |
|
||||
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР Блог Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,383
|
Извините, в теме был неправ.
Наверняка это в дальнейшем многим пригодится. Сейчас подробно исследовал вопрос. Конструирую траверсу для мостового крана в цеху. У меня получаются следующие решения по коэффициентам запаса. Требования нормативных документов РД 31.45.03-82 п. 3.2.1 содержит коэффициенты запаса для определения предельных допускаемых напряжений : при приближённом расчёте nт=2,1 - общий коэффициент запаса прочности для проката и поковков из малоуглеродистой и низколегированной стали nт=2,1. при уточнённом расчёте n= nд*nн=1,2*1,5=1,8. - коэффициенты, учитывающий неоднородность материала и неточность расчетной схемы для проката и поковков из малоуглеродистой и низколегированной стали (определен уточненно только коэффициент динамичности) nн=1,5. - Коэффициент динамичности (используется для определения допускаемого напряжения при уточненном расчете) при грузовых операциях, где подъем с подхватом на полной скорости не исключен при скорости подъёма менее 0,33 м/с nд=1,2. - Коэффициент условий работы, учитывающий неоднородность материала и неточность расчетной схемы (используется для определения допускаемого напряжения при уточненном расчете) при грузовых операциях, где подъем с подхватом на полной скорости не исключен при скорости подъёма менее 0,33 м/с nч1=1. Согласно РД 31.45.03-82 коэффициент запаса составит 1,8, включая коэффициент динамичности 1,2. «Методические указания по составлению проектов производства сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами» (письмо Ростехнадзора письмо № 12-07/569 от 18.06.99 г.) Приложение 8 (Обязательное) содержит : коэффициент надежности по нагрузке 1,1 к масса поднимаемого груза. коэффициент надежности по нагрузке 1,1 к собственной массе устройства. Коэффициент динамичности 1,1 (динамическое воздействие в размере 10% массы поднимаемого груза при ее значении до 100 т и 5% при массе груза свыше 100 т) коэффициент надежности по назначению и коэффициент условий работы такелажных средств, устройств и приспособлений в виде объединенного коэффициента (на коэффициент γnm следует делить расчетные сопротивления) для грузозахватных устройств и приспособлений грузоподъемностью свыше 16 т при подъеме многократном γnm=1,1 Согласно «Методических указаний» коэффициент запаса для расчёта траверсы составит 1,1*1,1*1,1=1,331 ≈ 1,4. Согласно ОСТ 36-128-85 таблица 1 принимаются те же коэффициенты, что и согласно приведённых выше современных «Методических указаний…». Подвеска траверсы (основная конструкция, скрепляющая захваты) Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" Приказ от 12 ноября 2013 года N 533 «226. После проведения ремонта грузозахватных приспособлений должна проводиться проверка качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.» «236. Статические испытания грузозахватного приспособления проводят статической нагрузкой, превышающей его грузоподъемность на 25 процентов…» Захваты траверсы (поддерживающие, непосредственно удерживает груз) Стальные сварные цепи Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" Приказ от 12 ноября 2013 года N 533 «221. Безопасное использование грузозахватных приспособлений включает в себя выполнение эксплуатирующей организацией следующих функций: … При замене отдельных ветвей стропов в эксплуатации они должны удовлетворять следующим коэффициентам запаса: не менее 6 - изготовленных из стальных канатов; не менее 4 - изготовленных из стальных цепей; …» Согласно РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» «2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями. 2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно. 2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5. 2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.» Согласно СП 63.13330.2012 (в качестве примера) п. 5.1.6 «При расчете элементов сборных конструкций на воздействие усилий, возникающих при их подъеме, транспортировании и монтаже, нагрузку от массы элементов следует принимать с коэффициентом динамичности, равным: 1,6 - при транспортировании; 1,4 - при подъеме и монтаже. Допускается принимать более низкие, обоснованные в установленном порядке, значения коэффициентов динамичности, но не менее 1,25.» Решения Принимаются коэффициенты запаса прочности: для подвески (основных конструкций) траверсы 1,8 включая коэффициент динамичности 1,2 (включая запас 1,25 на статические испытания при эксплуатации); для стальных сварных цепей, монтажных звеньев цепей, деталей крепления нижних и верхних цепей к траверсе или подвеса непосредственно к крюку крана 5.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен Последний раз редактировалось Tyhig, 10.03.2019 в 01:46. |
|||
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Отображение надписи на экране монитора. Требуется помощь. | ss20_sasha | AutoCAD | 19 | 30.07.2010 13:16 |
требуется помощь | kristi | Программирование | 1 | 03.03.2005 05:55 |
Требуется помощь!!! | ElenaU | Прочее. Архитектура и строительство | 5 | 02.03.2005 15:09 |