|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
|
![]() |
Поиск в этой теме |
![]() |
#1 | |
Фланцевое соединение на болтах класса прочности 10.9
Регистрация: 07.07.2015
Сообщений: 95
|
||
Просмотров: 28890
|
|
||||
Регистрация: 07.07.2015
Сообщений: 95
|
Соединения на высокопрочных болтах следует рассчитывать в предположении передачи действующих в стыках и прикреплениях усилий через трение, возникающее по соприкасающимся плоскостям соединяемых элементов от натяжения высокопрочных болтов. При этом распределение продольной силы между болтами следует принимать равномерным. Марки стали: 40Х «Селект»
А болты класса прочности 10.9 не обеспечивают передачу усилий через трение, просто растяжение, при этом если их затянуть, как высокопрочные, то они могут лопнуть, поэтому я и боюсь, в проекте они без натяжения, а значит нет трения, а значит еслть вероятность неравномерных усилий в болтах, но один плюс есть, я надеюсь на контргайки, которые удерживают от раскручивания, а значит болты никуда не должны деться, но все же хотел бы знать мнение на форуме, так как я всегда нахожусь в фазе развития, век живи век учись... |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 06.12.2009
Ярославль
Сообщений: 589
|
Вы давали преднатяжение для них? Класс 10.9 далеко не слабый болт, но без преднатяжения может быть щелевая коррозия, неравномерная загрузка и что-то еще нехорошее. Так-то читаем п.5.6 СП16 и делаем вывод. Сами по себе болты 10.9 исполнения ХЛ могут ставиться во фланцы
Последний раз редактировалось Vasya constr, 27.11.2015 в 23:55. |
|||
![]() |
|
||||
км Регистрация: 27.12.2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 546
|
Узел то выложите. Фланцевое соединение работет немного не так. Прочитать можно в рекомендациях по проектированию фланцевых соединений и у Катюшина (его расчет предполагает пластику).
Кстати недавно делали итальянский проект, адаптировали вообщем ) у них все монтажные стыки -на фланцах . Болты 10.9. Узелочки маленькие компактненькие |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 07.07.2015
Сообщений: 95
|
Преднапряжения нет, если бы я задал преднапряжение, то была б вероятность, что болты б лопнули...поэтому они просто держат растяжение, но надеюсь они не разболтаются за счет контргаек, про щелевую коррозию читал, за это тоже страшно....завтра выложу чертеж, спасибо что откликнулись!
|
|||
![]() |
|
||||
КМ, КМД Регистрация: 24.05.2010
Тула
Сообщений: 8,030
|
Для начала - давайте разберемся непосредственно с болтами.
По какому ГОСТ заложены болты класса прочности 10.9 в вашем проекте? Offtop: Болт 10.9 вполне себе может являться высокопрочным. Наиболее часто применяемые высокопрочные болты - именно класса 10.9. Вопрос - какое конструктивное исполнение болта было заложено? По какому ГОСТ? Отсутствие преднатяга не скажется на самом болте, оно скажется на работе фланца. Далее. Фланцевое соединение не является фрикционным, никакого трения в нем нет, есть работа на изгиб и растяжение в направлении толщины двух железяк, стянутых между собой Последний раз редактировалось Бармаглотище, 28.11.2015 в 00:15. |
|||
![]() |
|
||||
Сообщений: n/a
|
10.9 - достаточно высокопрочные. Фланцевые соединения должны не на высоко- или низкопрочных болтах делаться, а на болтах с контролируемым натяжением. Контроль натяжения - главное. А класс болта влияет уже по сути только на количества и диаметры.
Цитата:
Это возможный способ, но он имеет слишком много "но". Как минимум, снижается жесткость узла, в том числе продольная. В соединениях с контролируемым натяжением натяжение обеспечивает неразбалтываемость - нет перемены знака напряжений в резьбе - она всегда работает одинаково, поэтому гайка не скачет и никуда не девается. В соединениях без контролируемого натяжения нужно контрить гайки. Надежда - слабый способ обеспечения надежности. В двух темах сразу спрашиваю)) А если в узле есть Q? Случайное ли, от нецентрированности осей раскосов при изготовлении или нарочное, если в узле нет раскосов и стоек. Q фланцы воспринимают в стиле фрикционных соединений. В рекомендациях по расчету и прочее ФС вроде даже рассказывается об этом, ЕМНИП. |
|||
|
||||
КМ, КМД Регистрация: 24.05.2010
Тула
Сообщений: 8,030
|
Цитата:
Вот возьмем серию молодечно. Болты там на фланце нп приняты М24, при этом усилие натяжения - от 0,15 растягивающей силы в узле до 20 тонн. Во фрикционных соединениях 24 болт тянут... На сколько? = )) 24 тонны? = )) |
|||
![]() |
|
||||
КМ, КМД Регистрация: 24.05.2010
Тула
Сообщений: 8,030
|
Цитата:
кроме того. 8 болтов. 8*0.15=1,2. Т.е., с учетом растягивающей силы, один болт сжимает на... 0,15-1/8=0,025 от растягивающего усилия в нижнем поясе. Предположим, в поясе - 100 тонн. тогда от преднатяга останется... 2,5 тонны. Вместо 24 , положенных 24-му болту при фрикционах ![]() Последний раз редактировалось Бармаглотище, 28.11.2015 в 03:06. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.09.2011
Сообщений: 820
|
Товарищи! То, что вы называете "преднапряжением" - вообще-то называется затяжкой.
Болт без затяжки никуда вообще ставиться не может, и в срезных соединениях в том числе. Вопрос только в том, контролируется она или нет (с учетом того, что "строительные" резьбы М20 и выше перетянуть сложно). Не затягивать гайки, чтобы болты не порвало - это новое. Offtop: Надо предложить автолюбителям колеса от руки прикручивать. А чтоб болт не открутился - сажать на эпоксидку Непосредственно по теме - и сказать нечего... Кто подписывал экспертизу - за тем в первую очередь приедут, если что. За ГК - во вторую. Последний раз редактировалось lexabelic, 28.11.2015 в 03:12. |
|||
![]() |
|
||||
Сообщений: n/a
|
lexabelic, а чего - затяжка болта - не преднапряжение?)
В 90% случаев болт без контролируемого натяжения имеет на порядок меньшее усилие преднапряжения. Да не так чтоб. Если 10.9 М24 может затянуть до "щелчка" динамометрического ключа хороший крепкий тяжелый мужик в одиночку, то такой же 5.8 он этим усилием с радостью порвет) Бармаглотище, к чертям эту воду в ступе, я лучше спать)) |
|||
|
||||
Регистрация: 29.09.2011
Сообщений: 820
|
Цитата:
А если правильно тянуть ключами - может быть на 40% затянут, а может на 200% Простой пример: фланцы трубопроводов. Контроля момента нет. Но тянуть надо "хорошо" (для чего там и площадь болтов подбирается на усилие 2...2,5 от пробного давления - защита и от пере, и от недо) По поводу приведенной вырезки из книги - я, например, вижу, что в основном люди так и работают (только любят удлинители... ну а резьбу до М14-М16 и без трубки сорвать можно), т.е не затянуть нормально - как бы "западло"... Последний раз редактировалось lexabelic, 28.11.2015 в 06:05. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 07.07.2015
Сообщений: 95
|
выкладываю обещанный узел, еще на листе в примечаниях было написано следующее:
1. Для стальных конструкций принимать марку стали С245 по ГОСТ 27772-88 2. Сварку производить электродами Э42 ГОСТ 9467-75*. Катет шва 6, кроме обозначенных 3. Поверхности трения не подлежат грунтованию и окраске, но должны быть очищены от загрязнений, ржавчины и обезжирены 4. В болтовых соединениях использовать контргайки и пружинные шайбы так у меня в чертеже в нижнем узле все же имеет место трения и значит работают болты, как высокопрочные...но про затяжку болтов ни слова...думаю по месту рабочие должны были догадаться, что нужно их затянуть, чтобы обеспечить трение поверхностей... может все не так уж плохо? спасибо всем за то что помогаете! стоит ли мне звонить в фирму мою старую и сообщить о том, что болты не высокопрочные стоят? или болты 10.9 будут работать ни хуже и трение есть и контргайки, правда про затяжку болтов не написано... |
|||
![]() |
|
||||
Сообщений: n/a
|
Это в спецификациях отображено обычно. А для фланцев сталь должна быть совсем другая.
Цитата:
Цитата:
Еще раз - 10.9 - высокопрочные. 900 МПа - это много. Внимательно прочитайте пункт 5.5 СП 16.13330.2011. Так что в принципе сделали Вы нормально, единственное - нужно указывать усилие затяжки и рисовать болты треугольниками. Сейчас для обеспечения правильной работы узла можно приехать на объект, подняться к фермам с динамометрическим ключом (980 Н*м, метровый ключ, взять можно в аренду у нормальных монтажников. Стоимость ключа производства РФ около 20 тысяч, так что аренда на денек-другой обойдется в 2-4 тыс.руб.), проверить натяжение болтов. Плюс - проверить щупом зазоры согласно СП 70.13330.2012 - там все четко расписано. Правда для затяжки по-хорошему надо бы разгрузить фермы. Что там на покрытии? Какой снеговой район? Ну, какое соотношение расчетной снеговой к расчетной постоянной нагрузке? Если, например, 10:1, то крыша без снега, я думаю, может считаться вполне разгруженной. ЗЫ: еще я бы узнал, где и кто изготавливал фермы. Если завод с опытом - они могли догадаться заменить марку стали фланцев и отфрезеровать поверхности нормально и в КМД где-нибудь дописать про затяжку болтов. Если на стройплощадке - скорее всего там фланцы из С245 с грибами по полсантиметра и фланцевое соединение из них уже не сделаешь) |
|||
|
||||
КМ, КМД Регистрация: 24.05.2010
Тула
Сообщений: 8,030
|
Цитата:
А теперь сам его перечитай, особенно - перечень ГОСТов. И сами ГОСТы.. = )) Ну и заодно - 5.6 пункт прочитай. ----- добавлено через ~30 мин. ----- Цитата:
Самостоятельно, "за свой счет", завод не будет покупать более дорогую сталь для фланца (вместо какой-нибудь заложенной в проекте Ст3) и вводить фрезеровку поверхностей - кто за это платить-то будет? Заводы работают, чтоб деньги зарабатывать, а не дарить заказчикам, прикрывая неумных КМщиков (которых этот завод знать не знает и знать не особенно-то и хочет). Последний раз редактировалось Бармаглотище, 28.11.2015 в 16:46. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 07.07.2015
Сообщений: 95
|
да, я сказочный долбоидиот, особенно если гл. конструктор ничего не сказал мне, когда видел, что подписывал и консультировал меня какие болты брать, зная, что на то время я был неопытный...
в чертеже в штампе Разработал - я, Проверил - Гл.констр кто-нибудь может мне сказать четко, что делать? если все оставить как есть и не звонить в старую контору по этому поводу... в п.5.5 СП я нашел этот пункт, спасибо за подсказку, написано следующее: "Высокопрочными болтами следует считать болты класса прочности не ниже 10.9" Значит у меня все ж высокопрочные болты, но не сказано про затяжку, по идее должен быть КМД (точно не знаю) и там точно не должны были это пропустить, кстати, марку стали фланца могли тоже подкорректировать в КМД! Звонить в старую контору или нет и что сказать? пожалуйста дайте совет, может со стыком ничего и не произойдет? количество болтов принято с большим запасом... |
|||
![]() |
|
||||
КМ, КМД Регистрация: 24.05.2010
Тула
Сообщений: 8,030
|
Цитата:
По какому ГОСТ приняты болты в том проекте? 10.9 - это лишь временное сопротивление разрыву стали болта. Эта сталь может быть разной. Могут быть разными конструкция и размер болта. Так что далеко не все болты класса прочности 10.9 являются "высокопрочными для применения во фрикционных и фланцевых соединениях" |
|||
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Выдержит ли болт М64 класса прочности 8.8 срезающую нагрузку в 150т? | Kukuruza | Металлические конструкции | 12 | 10.12.2012 17:03 |
как вычислить Расчетные характеристики бетона для класса, численно равного передаточной прочности? | AIRAT_YUNUSOV | Железобетонные конструкции | 1 | 18.06.2012 23:08 |
БОЛТЫ класса прочности 5:8 | net imeni | Конструкции зданий и сооружений | 7 | 21.04.2011 14:53 |
Нужна ли повторная экспертиза проекта? | Иван 80 | Технология и организация строительства | 40 | 03.02.2011 17:36 |
ГОСТ Р 53231-2008 | UnyqUm | Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов | 5 | 15.09.2009 14:41 |