Расчет массивных фундаментов под оборудование с динамическими нагрузками.
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Архитектура и Строительство > Конструкции зданий и сооружений > Основания и фундаменты > Расчет массивных фундаментов под оборудование с динамическими нагрузками.

Расчет массивных фундаментов под оборудование с динамическими нагрузками.

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 28.02.2014, 13:17 1 | #1
Расчет массивных фундаментов под оборудование с динамическими нагрузками.
KeeperTHE
 
Инженер-конструктор
 
Москва
Регистрация: 10.11.2011
Сообщений: 10

Доброго дня!
В ходе выполнения расчета массивного фундамента под насос очистных сооружений столкнулся с целым рядом деталей, требующих уточнения!
Говорю сразу, я расчетчик-статик и динамический расчет делаю впервые! Но разобраться в нем надо!
Расчет выполняю согласно СП 26.13330.2012 актуализированной редакции СНиП 2.02.05-87.
Расчет завожу в эксель, так что по результатам нашего взаимодействия можем получить автоматизированный (частично) расчетный модуль.

Итак собственно к проблеме:
1. Моменты инерции. Их там дофигищи (они меня реально достали), по порядку:
Jφ - момент инерции площади подошвы фундамента относительно горизонтальной оси, перпендикулярной плоскости колебаний, проходящей через центр тяжести подошвы
Jψ - момент инерции площади подошвы фундамента относительно вертикальной оси фундамента, проходящей через центр тяжести подошвы

Я так понимаю это наши привычные Jx и Jy, в случае когда мотор располагается сбоку от насоса и плоскость колебаний располагается параллельно плоскостям X0Z или Y0Z. Тогда все отлично, все складно и все прекрасно. НО! (ненавижу это НО), что делать при вертикальном расположении мотора, когда ось его вращения совпадает с осью Z и соответственно плоскость колебаний параллельна плоскости X0Y!!! Как тогда посчитать моменты инерции ПЛОСКОЙ подошвы фундамента относительно оси, НЕ принадлежащей этой плоскости? Я так понимаю что в этом случае Jφ пытается вращать нашу подошву относительно центра тяжести. А вот что делает Jψ я не понимаю. И не понимаю как посчитать их.

θφ - момент инерции массы всей установки (фундамента с засыпкой грунта на его обрезах и выступах и машины) относительно оси, проходящей через общий центр тяжести перпендикулярно плоскости колебаний
θψ - момент инерции масс всей установки (фундамента с засыпкой грунта на его
обрезах и выступах и машины) относительно вертикальной оси, проходящей
через центр тяжести установки

Опять же я понимаю что для горизонтального двигателя θφ вращает всю нашу конструкцию относительно ЦТ, пытаясь ее опрокинуть, а θψ заставляет ее елозить (ну а как еще это назовешь???). В случае с вертикально расположенным двигателем θψ становится равен θφ и оба они аналогичны Jφ, но для массы всей конструкции (фундамент+грунт+оборудование)
Что еще более ужасно, для любого фундамента не примитивной геометрической формы вычисление этой... величины становится настоящим испытанием. В моем случае я плюнул на все и у меня в расчет пошли «условный бетонный куб с вычитанием объемов» и «условный цилиндр массой всего оборудования и высотой, равной разнице отметок верха фундамента и верха оборудования» А вообще, господа — это #$@&#@!!! Высокоточные расчеты «условных кубиков».

2. Грунтовые условия. Дадада!!! В представлении разработчиков СП все оборудование закапывается в землю. Их не смущает, что оборудование можно ставить в существующих помещениях или вообще на перекрытия. В моем случае фундамент устанавливается на плиту днища (люблю это название). Собственно отсюда и вытекает вопрос — в грунтовых условиях задавать E и R бетона??? В СП на эту тему не сказано ничего внятного. И коэффициент b0? 1 — как для песка? Пожалуй это лучше характеризует его демпфирующие свойства, чем крупнообломочный и скальный грунт.

3. Что же в итоге является результатом расчета? Амплитуда? Правильно ли я понял, что вся эта эпическая битва сводится к тому, что мои 0,006мм колебаний не превышают дозволенных 0,06??? А зачем мы тогда собственные частоты искали? А как же внутренний резонанс в самом фундаменте?

Во вложении объект моих обожаний и источник головных болей!
Заранее благодарен.

Вложения
Тип файла: pdf img001.pdf (194.6 Кб, 607 просмотров)
Тип файла: pdf img003.pdf (195.4 Кб, 347 просмотров)

__________________
Во имя ГОСТа, СНиПа и святого Пособия к СНиП!
Просмотров: 7433
 
Непрочитано 03.10.2014, 11:01
#2
РастОК

Конструктор-Проектировщик
 
Регистрация: 24.12.2008
Сообщений: 2,589


"θφ - момент инерции массы всей установки (фундамента с засыпкой грунта на его обрезах и выступах и машины) относительно оси, проходящей через общий центр тяжести перпендикулярно плоскости колебаний" - это геометрический момент инерции или физический, не подскажите?
РастОК вне форума  
 
Непрочитано 03.10.2014, 14:54
#3
CAE_Engineer

CAE-services
 
Регистрация: 31.05.2014
Moscow
Сообщений: 266
<phrase 1= Отправить сообщение для CAE_Engineer с помощью Skype™


Что собственно Вы хотите знать о данной конструкции?

Для чего расчеты пытаетесь делать?

Удовлетворить требованиям нормативных документов?

Понять что же на самом деле происходит с конструкцией?
CAE_Engineer вне форума  
 
Непрочитано 04.10.2014, 21:29
#4
Бахил

?
 
Регистрация: 17.06.2014
Царицын
Сообщений: 12,796


Цитата:
Сообщение от РастОК Посмотреть сообщение
θφ - момент инерции массы всей установки
Физический. Короче, геометрический на плотность.
__________________
Меньше знаешь - крепче зубы.
Бахил вне форума  
 
Непрочитано 06.10.2014, 15:02
#5
РастОК

Конструктор-Проектировщик
 
Регистрация: 24.12.2008
Сообщений: 2,589


Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
Физический. Короче, геометрический на плотность.
Вы имели ввиду геометрический на плотность и толщину наверное?

----- добавлено через ~1 мин. -----
Момент инерции массы машины - это просто масса умноженная на квадрат расстояния до центра тяжести плиты?

Последний раз редактировалось РастОК, 07.10.2014 в 11:50.
РастОК вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 12:38
#6
gorbun

Инженер-конструктор ПГС
 
Регистрация: 01.02.2006
Новосибирск
Сообщений: 1,490


Цитата:
Сообщение от РастОК Посмотреть сообщение
Вы имели ввиду геометрический на плотность и толщину наверное?

----- добавлено через ~1 мин. -----
Момент инерции массы машины - это просто масса умноженная на квадрат расстояния до центра тяжести плиты?
Кто нибудь разобрался с этим несчастным моментом инерции массы? Всю голову уже сломали
__________________
Свидетель ИГОФа :)
gorbun вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 12:50
#7
Бахил

?
 
Регистрация: 17.06.2014
Царицын
Сообщений: 12,796


Ну написал же:

Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
геометрический на плотность.
θφ = Ix*p,
где p - плотность т/м3 (если в системе СИ)
__________________
Меньше знаешь - крепче зубы.

Последний раз редактировалось Бахил, 17.12.2024 в 12:58.
Бахил вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 12:58
#8
gorbun

Инженер-конструктор ПГС
 
Регистрация: 01.02.2006
Новосибирск
Сообщений: 1,490


Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
Ну написал же:


θφ = Ix*p,
где p - плотность т/м3
Есть ж.б. фундамент сложной геометрической формы массой Q1, есть грунт на обрезах массой Q2 и есть мельница массой Qm. Определили общий центр тяжести и общую массу всей установки. Нутром чую что тут элементарно что то на что то нужно поделить/умножить, а математически доказать не могу

СП 26.13330.2012, п.6.2.5, формула 50
__________________
Свидетель ИГОФа :)
gorbun вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 13:01
#9
Tyhig

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
 
Блог
 
Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 19,392


Пример расчета в руководстве, которое было до снипа.
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен
Tyhig вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 13:02
#10
Бахил

?
 
Регистрация: 17.06.2014
Царицын
Сообщений: 12,796


Считается точно так же, как геометрический момент инерции, только вместо площади берётся масса.
И ничего доказывать не надо - элементарное определение физического момента инерции.
__________________
Меньше знаешь - крепче зубы.
Бахил вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 13:05
#11
Владимир из Магнитки


 
Регистрация: 01.04.2008
г. Магнитогорск, 74rus
Сообщений: 321


Добрый день! А деды раньше делали вес фундамента не менее 2-х масс самого двигателя и не заморачивались с расчетами...или я где-то ошибаюсь?
Правда двигатели стояли горизонтально, а не как у вас - вертикально
Владимир из Магнитки вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 13:09
#12
gorbun

Инженер-конструктор ПГС
 
Регистрация: 01.02.2006
Новосибирск
Сообщений: 1,490


Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
Считается точно так же, как геометрический момент инерции, только вместо площади берётся масса.
И ничего доказывать не надо - элементарное определение физического момента инерции.
А радиус инерции как брать?

----- добавлено через 46 сек. -----
Цитата:
Сообщение от Владимир из Магнитки Посмотреть сообщение
Добрый день! А деды раньше делали вес фундамента не менее 2-х масс самого двигателя и не заморачивались с расчетами...или я где-то ошибаюсь?
Правда двигатели стояли горизонтально, а не как у вас - вертикально
2,5 массы.
Так и сделали.
Расчёт - это так, разминка для ума. Но простейший вопрос вдруг поставил в тупик )))
__________________
Свидетель ИГОФа :)
gorbun вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 13:55
1 | #13
Бахил

?
 
Регистрация: 17.06.2014
Царицын
Сообщений: 12,796


Да всё то же самое, только вместо площади подставляешь массу.
__________________
Меньше знаешь - крепче зубы.
Бахил вне форума  
 
Непрочитано 17.12.2024, 16:52
#14
Shtirlic

инженер
 
Регистрация: 26.01.2017
Калининград
Сообщений: 383


гляньте вики. при линейном движении масса является мерой инертности, при круговом - момент инерции массы

----- добавлено через ~12 мин. -----
Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
θφ = Ix*p,
где p - плотность т/м3 (если в системе СИ)
размерность кг*м?

Последний раз редактировалось Shtirlic, 17.12.2024 в 17:05.
Shtirlic вне форума  
 
Непрочитано 18.12.2024, 04:02
#15
gorbun

Инженер-конструктор ПГС
 
Регистрация: 01.02.2006
Новосибирск
Сообщений: 1,490


Цитата:
Сообщение от Бахил Посмотреть сообщение
Да всё то же самое, только вместо площади подставляешь массу.
Вчера меня эта фраза уже бесить начинала, а сегодня с утра: ну да, всё тоже самое, только вместо площади масса

----- добавлено через ~3 мин. -----
Цитата:
Сообщение от Shtirlic Посмотреть сообщение

размерность кг*м?
расстояние в квадрате. Поэтому кг*м^2
__________________
Свидетель ИГОФа :)
gorbun вне форума  
 
Непрочитано 22.03.2025, 15:48
#16
Arbeiter

Инженер
 
Регистрация: 17.08.2021
Сообщений: 13


Цитата:
1. Моменты инерции. Их там дофигищи (они меня реально достали), по порядку:
Jφ - момент инерции площади подошвы фундамента относительно горизонтальной оси, перпендикулярной плоскости колебаний, проходящей через центр тяжести подошвы
Jψ - момент инерции площади подошвы фундамента относительно вертикальной оси фундамента, проходящей через центр тяжести подошвы

Я так понимаю это наши привычные Jx и Jy,
Не совсем.
Jφ - это вращение вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной плоскости колебаний (ф-ла (10) СП26.13330.2012), соответствует осевому моменту Jx или Jy без разницы.
Jψ - это вращение вокруг вертикальной оси (ф-ла (12) СП26.13330.2012), соответствует полярному моменту инерции Jρ=Σρ2dA=Jx+Jy. В общем надо оперировать расстоянием от точки до оси вращения.

Цитата:
что делать при вертикальном расположении мотора, когда ось его вращения совпадает с осью Z и соответственно плоскость колебаний параллельна плоскости X0Y!!! Как тогда посчитать моменты инерции ПЛОСКОЙ подошвы фундамента относительно оси, НЕ принадлежащей этой плоскости?
Поэтому расположение мотора не влияет на определение момента инерции.

Цитата:
θφ - момент инерции массы всей установки (фундамента с засыпкой грунта на его обрезах и выступах и машины) относительно оси, проходящей через общий центр тяжести перпендикулярно плоскости колебаний
θψ - момент инерции масс всей установки (фундамента с засыпкой грунта на его
обрезах и выступах и машины) относительно вертикальной оси, проходящей
через центр тяжести установки
Тоже самое, что и в случае осевых моментов, только в этом случае момент инерции массы, т.е. θφ=mx2 и θψ=mρ2, размерность тм2.

Теперь принципиально. Автор почему то рассматривает колебания только от электродвигателя и не принимает в расчет работу насоса. В насосе тоже есть вращающийся вал с какой то крыльчаткой. И этот вал так же вызывает колебания. Поэтому надо принимать в расчет электродвигатель и сам насос.

Также для понимания какие колебания будут присутствовать необходимо иметь данные по действующим нагрузкам от агрегата при его работе, что определяется исходными данными по п.5.1 СП26.13330.2012, 3й абзац.
Здесь стоит отметить, что электродвигатели, центробежные и осевые (судя по картинке) насосы относятся к классу уравновешенных машин, т.е., упрощенно, механизмы, которые никуда не ускачут даже если их не закрепить. К неуравновешенным машинам в первую очередь относятся кривошипно-шатунные механизмы - ДВС, поршневые компрессоры, в которых действуют мощные опрокидывающие моменты, действие которых всегда учитывается при проектировании.

Цитата:
2. Грунтовые условия. Дадада!!! В представлении разработчиков СП все оборудование закапывается в землю. Их не смущает, что оборудование можно ставить в существующих помещениях или вообще на перекрытия. В моем случае фундамент устанавливается на плиту днища (люблю это название). Собственно отсюда и вытекает вопрос — в грунтовых условиях задавать E и R бетона??? В СП на эту тему не сказано ничего внятного. И коэффициент b0? 1 — как для песка?
Косвенно на возможность установки машин без фундамента указывают п.п. 5.2.9 и 7.1.4.
Судя по коэффициенту b0 речь идет о ф-ле (5) СП26. Эта формула определяет характеристику ГРУНТА основания Cz, а у вас не грунт, а ж/б плита. Поэтому ни в коем случае. Если у вас перекрытие, то в моем понимании надо проверять уже саму плиту на вибрации (не считая расчета колебаний самого фундамента), если это фундаментная плита, то включать часть плиты в состав фундамента, опираясь на п.7.1.16.

Цитата:
3. Что же в итоге является результатом расчета? Амплитуда? Правильно ли я понял, что вся эта эпическая битва сводится к тому, что мои 0,006мм колебаний не превышают дозволенных 0,06??? А зачем мы тогда собственные частоты искали? А как же внутренний резонанс в самом фундаменте?
Да, амплитуда.
Согласно учебнику Ухова С.Б. и др. "Механика грунтов..." "задача проектирования фундаментов заключается в том, чтобы обеспечить нормальную работу установленных на них машин и оборудования, исключить вредное воздействие вибрации на расположенные вблизи строительные и технологические объекты, удовлетворить требования санитарных норм в отношении уровня вибраций для обслуживающего персонала".

Собственные частоты по формулам (47), (48) входят в формулы (36), (43), (44).
Про резонанс в СП указаний нет, но в старом учебнике Денисова О.Г. Основания и фундаменты, 1968 об этом говорится.

И последнее. Надо проверить необходимость расчета колебаний по п.7.1.15 для машин с частотой более 1000 об/мин. Может и не требуется.
Arbeiter вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Архитектура и Строительство > Конструкции зданий и сооружений > Основания и фундаменты > Расчет массивных фундаментов под оборудование с динамическими нагрузками.



Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Армирование массивных фундаментов Syoma Железобетонные конструкции 82 08.05.2022 18:33
Работа свай в зданиях с динамическими нагрузками 0726LAT Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 0 17.05.2013 17:42
есть ли инфа по армированию массивных фундаментов испытывающих динамические нагрузки? kosta1989-2012 Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 1 10.01.2013 09:56
Расчет фундаментов под оборудование по производству гарнулированного корма. ILIYA Поиск литературы, чертежей, моделей и прочих материалов 1 09.04.2012 11:18
Посоветуйте!!! Расчет осадок фундаментов. Prokurat Основания и фундаменты 40 05.06.2009 01:34