|
||
| Правила | Регистрация | Пользователи | Сообщения за день | | Поиск | | Справка по форуму | Файлообменник | |
|
![]() |
Поиск в этой теме |
![]() |
#1 | |
Куда девается энергия в редукторах с большим передаточным числом и высоким КПД?
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
||
Просмотров: 57861
|
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
КПД, конечно, близок к нулю. Но и применяется он к близкой к нулю развиваемой мощности движка. Т.е.там потери минимальны и двигатель работает почти не расходуя энергию. А вот КПД, применяемый к мощности, развиваемой крутящим моментом опускания груза. Ведь груз в данном случае является основным двигателем. Теоретически понятно, что нагрузки большие и рассеяние должно быть. Но также теоретически понятно, что движения трущихся частей ничем не отличаются от движения этих же частей при подъеме. Вот, скажем, если при опускании непосредственно к барабану присоеденить жестко электрогенератор, то часть нагрузки примет на себя генератор, а червячная передача станет работать как бы на холостом ходу. Энергия уйдет в генератор. Нагрузки на поверхности зубьев червячной передачи будут значительно ниже и теряться на трении там будет меньше. Тут вроде бы ясно. Но в нашем случае генератор к барабану не присоединен. Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 12:10. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Вот именно
А я бы так не сказал |
|||
![]() |
|
||||
нестандартное оборудование, Пневмо-Гидро Системы Регистрация: 28.12.2011
СПб
Сообщений: 1,709
|
куда девается энергия?
1. трение в подшипниках . 2. трение при перекатывании (скольжении в червячных передачах) зубьев друг относительно друга 3. знакопеременный изгиб зубьев колёс и шестерёнок при передаче движения 4. знакопеременный изгиб корпуса, водил и пр. элементнов редуктора. бог знает чего, что я не предусмотрел, типа изменение размеров отдельных деталей или частей этих деталей при локальном нагреве в месте контакта, например зубьев. to olivru ну престаньте "изобретать велосипед". Вам нужен редуктор в единственном экземпляре, поэтому выбирайте из готовых -так однозначно дешевле будет. Для массового производства - тут уже можно поломать голову и сделать нечто уникальное. Причём проектирование этого редуктора должно быть привязано в заводу, который всё это будет изготавливать. Пример: Во время войны танки Т34 изготавливали на наскольких заводах и все они были немного разными! Хотя Вы же понимаете при Сталине отсебятина не допускалась ни при каких условиях. Причина - производства отличались. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
Предлагаю, для начала, поразмыслить над предельным случаем: масса груза =0. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Больше-меньше - это при изменении положении зубьев в зацеплении? Но где конкретно вдруг сильно больше при опускании, нежели при подъеме
Цитата:
Мне кажется правильнее упростить задачу до школьной задачи по физике. Груз поднимается посредством вталкивания под него клина, а опускается - посредством вытаскивания, при условии, что трение превышает горизонтальные составляющие нормальной силы на наклонную поверхность от нагрузки. Процессы те же, что в червячной, силы те же. Куда девается энергия, выделяемая опусканием груза при выдергивании клина? ... Хотя нет, эта аналогия, кажется, не подходит. КПД этой схемы ниже 50%, ... нет? Или даже проще рассмотреть грузик, сдвигаемый по наклонной плоскости? Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 13:32. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
При опускании - на трение в поверхностях - накопленная грузом потенциальная энергия (минус потому, что она совершает часть работы по преодолению трения) Т.е. выдергивать клин из-под груза будет легче, чем вбивать. Хотя в начальный момент (при сдергивании клина с места) этого не будет - трение покоя, однако. Кстати о редукторе: Подъем 50кдж - тепло 100 - энергия, перешедшая в груз и ставшая потенциальной. Опускание: 50кдж - тепло 50кдж - теоретически прилетит на движок для рекуперации. Практически, поскольку редуктор самотормозящий, все 100 уйдут в тепло на нем(ведь трение на площадке контакта зубьев пропорционально силе, нормальной к площадке. А в обратном направлении (т.е. усилие прилетает от колеса) эта сила будет больше, чем в прямом (угол наклона зубьев не 45град ведь)). Плюс надо еще движком подкручивать червяк, хотя тут уже полная мощность движка не нужна. Или же я чего-то не того загородил... Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 12.06.2012 в 13:14. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Рассмотрим грузик на наклонной под углом альфа плоскости. К-т трения покоя и скольжения примем для упрощения одинаковым и равным 1.01 от синуса альфа. Когда толкаем грузик вверх, чтоб сдвинуть, надо приложить силу, равную примерно 2.01 от массы, умноженной на тангенс альфа . Когда вниз - равной 0.01 от массы, умноженной на тангенс альфа. Если сила будет больше - груз начнет двигаться с ускорением.
Каков КПД означенных процессов? А он разный. Я еще не понял, где в червячной передаче рассеивается энергия при опускании. Но однозначно понятно, что рассматривать КПД, как постоянную величину - слишком грубое упрощение. И вдобавок, (чисто теоретически, исходя из закона сохранения энергии и при условии, что в системе не появляется ничего нового при опускании по сравнению с подъемом груза) получается, что самотормозящий редуктор с КПД (под нагрузкой) выше 50% невозможен, иначе он не будет самотормозящим. Еще начинаю подозревать, что при опускании (на редукторах с кпд выше 50%, но остающихся при этом самотормозящими) в динамике движения появляются некоторые силы, которых не было при поднимании, которые включают (или значительно дополнительно нагружают) дополнительные поверхности трения. Цитата:
Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 14:09. |
|||
![]() |
|
||||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
не одни мы так считаем: Цитата:
и цитата из нее: Цитата:
Цитата:
UPD Цитата:
Т.е. если предположить, что угол винтовой линии 0 к плоскости, перепендикулярной оси (винт вырождается в набор впадин и выступов кольцевых) то никогда колесо не провернет червяк. Только не придирайтесь, что и червяк не прокрутит колесо, т.к. этот вырожденный червяк вращать можно, а вот колесо застопорено. И наоборот - при угле 90 к плоскости, перепендикулярной оси (винт вырождается в шлицевой валик), то колесо свободно вращается, а винт застопорен всегда. Ну при мысленном представлении этих случаев учитываем не только поворот линии червяка, но и то, что в первом случае на колесе линия зубьев параллельна оси колеса, а во втором - перпендикулярна (вроде как и не шестерня вовсе ![]() Ну вот как-то так. А вообще в статье куда все более человечески написано. Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 12.06.2012 в 14:26. |
|||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Еще там существенное указание на падение сил трения при возрастании линейных скоростей Однако ж КПД червячных передач доходит до 70%. А волновых - до 90%. Причем, кмк, волновая должна самотормозить даже понадежней червячной. Где там собака порылась? |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
"Нехорошо издеваться над убогими!". Возможно, даже, против правил форума. Особенно когда даже без указания автора, к кому это относится и его конкретных цитат, вызвавших критику. Чем бросаться снисходительными фраами, лучше бы конкретика. Ссылочка, номер страницы, строки... Или цитата. Ну хотя бы собственное изложение мысли, а не ярковыраженные апломб и пренебрежение "через губу"
Может и человечески, но конкретного ответа на вопрос темы я там не нашел |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
Ну и потом, к чему это все? На червяке вы рекуперации не получите. Да и не на червяке тоже не слишком вариант: мощности как бы не те. Не забывайте о необходимости установки чего-то вроде реле-регулятора, чтобы при рекуперации движком получать зарядное напряжение и ток определенной величины. Есть ли практический смысл в этом? Не проще ли установить АКБ большей емкости? Да и работы на лебедке производить при работаещем двигателе авто. Да и электродвигатель, хоть и обратим, но КПД в режиме генератора у него ниже будет, как я помню из курса ТОЭ. Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 12.06.2012 в 15:03. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Там даже по схеме понятно, что ведомый вал ни при каких обстоятельствах не сможет провернуть ведущий. Вот КПД выше 50% уже не столь очевиден из схемы, но источники утверждают, что выше, и даже поднимается к 90%
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
2. Понимание позволяет искать обходные пути 3. Понимание позволяет искать оптимум. 4. Да просто интересно! А так, верное замечание, и как запасной вариант именно это и рассматривается. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Весьма вероятно, что я чайник супротив тебя - корефея (хотя неплохо бы корифейство, для начала все же, проявить). Но 1. форум открыт для всех 2. Незнание не порок - плохо не желание знать. А знать, не значит тупо зазубрить чью то максиму, но понять ее предельно глубоко, с тем, чтобы научиться применять в решении задач. Цитата:
Пытаюсь разобраться. Правильно ли я понимаю, что "f" на этих пояснениях обозначен к-т трения зуба шестерни о поверхность червяка? Во втором случае (опускание груза) нет обозначений возле векторов. Предполагаю, что вертикальный, это по прежнему "P". Он, по идее, если движение без ускорения, тот же, что и при подъеме. Получается, что нормаль N уменьшилась? Не очень пока разобрался, еще буду обдумывать. И,опять же, это не объяснеят КПД червяков выше 50%. Или там просто нет самоторможения? А в случае с волновой передачей за счет чего такой высокий КПД. Мне трудно поверить, что крутящий момент на ведомом валу способна раскрутить водило деформирующее гибкую шестерню, тем не менее КПД там обещается очень высоким Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 15:36. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 03.10.2010
Сообщений: 18
|
Цитата:
Да, по моему мнению у червячной передачи с КПД более 50% нет самоторможения (или обеспечивается специальными механизмами). N может и уменьшается, но это не принципиально. По п. волновой передачи - она вообще насколько знаю, предназначена для передачи только в одном направлении (только с понижением числа оборотов). Последний раз редактировалось Konimar, 12.06.2012 в 15:45. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Без взаимных наездов, пожалуйста!
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Не понял. Судя по тем схемам, которые я видел, зубья шестерен там симметричны и направление врашения ведущего вала ( а значит и ведомой шестерни) никак строго не задается - хоть против, хоть по часовой стрелки. Это если речь о направлении вращения. Если же речь о направлении передачи энергии от ведущего вала, вращающего эксцентрик, деформирующий гибкую шестерню, то да, я и сам об этом толкую - только от скоростного вала к медленному. Что автоматически означает самостопорение этой передачи. Это при том, что КПД у волновых заявляют до 90%. И главный вопрос этой темы про энергию, умело отброшенный на червяках снижением КПД при подъеме ниже 50% (при самостопорении), на волновой передаче встает вновь и в полный рост - там налицо и высокий КПД, и эффект самоторможения.
Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 16:09. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 03.10.2010
Сообщений: 18
|
Цитата:
А что касается волновой передачи то - она действует на своеобразном принципе, отличном от червячной, и наверное, там свои закономерности по КПД. И самостопорение по другим причинам. Самостопрение возникает из за эффекта замка, чтоли. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Про замок понятно. Непонятно, что будет перегреваться, когда такой передачей начнем груз тяжелый опускать.
Кстати, судя по той статье, на которую ссылался Дмитрий Юпатов, раз трение падает при повышении скорости за счет разогрева смазки и др.подобных факторов, оно не сможет моментально возрасти при снижении скорости. А это значит, что КПД червячной передачи, возрасший при интенсивном использовании, снизится до ниже 50% не моментально и лебедка, работающая на принципе самоторможения даст в этом принципе сбой - поднятый груз при выключении двигателя остановится благодаря гравитации и тут же, благодаря ей начнет опускаться, разгоняясь и приводя к неприятным последствиям. Это все теоретически, хотя боюсь, что на практике тоже может случиться Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 16:27. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 14.03.2009
Сообщений: 828
|
Просматривая такие темы, всегда хочется напомнить анекдот о неком, просящим в храме у бога выигрыш в лотерею. Ответ бога наверное все знают: купи для начала билет!
Перефразируя ответ с неба, автор темы откройте для начала учебник физики хотя бы за 7-ой класс и почитайте. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
То же самое, что и когда начнем опускать.
|
|||
![]() |
|
||||
Ничего не будет. Если при подъеме не перегрелась, то уж при спуске и подавно.
__________________
Ты пойдешь со мной? |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
Замечание В этих грубых подсчетах я принимаю ускорение свободного падения равным 10 м\с2, а не 9.8, чтоб меня не тыкали носом в ошибки. Не Земля, другая похожая планета чуть бОльшей массы ![]() Солидворкер, во фразе "То же самое, что и когда начнем опускать." видимо опечатка. Уточни, пжста, чего сказать хотел. Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 16:54. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Как? Он должен нагреться на 100 КДж, т.е. в 10 раз сильнее, чем при подъеме. Помимо того, что волновой редуктор, допускающий опускание грузов, подразумевает наличие огромного радиатора в сравнении с редуктором, работающим лишь на подъем, непонятно куда и с какой стати в нем должно выделяться столько энергии. Ведь все его элементы (кроме вала двигателя) работают при подъеме в приблизительно том же режиме и при тех же нагрузках, что и при опускании. Или я чего то не понимаю в его устройстве.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Мы пока не обсуждаем режимы работы (кстати, как раз при опускании бы, чисто теоретически, хорошо бы скорость увеличить - мощность двигателя то позволяет. Это, кстати, и ответ ДмитриюЮпатову, зачем нужно к системе городить генератор - через генератор можно по проводам отвести энергию, которую если не на подзарядку, то хоть через кипятильник можно рассеять). Мы пытаемся понять, что в режиме опускания через волновую передачу принципиально иного, раз энергии трения выделяется на один оборот ведомого вала в 10 раз больше, чем при подъеме. Потому, что если это правильно понять, можно подумать, как с этим побороться. А пока непонятно, с чем бороться, нельзя думать и о том, "как?".
Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 17:26. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
если опускание идет с постоянной скоростью (а не в свободном падении) то значит что на груз действует сила которая уравновешивает силу тяжести. то есть все в точности также как при подъеме. это следует из закона ньютона между прочим. эта сила также создает момент на валу и при вращении совершается работа. в конечном итоге вся энергия переходит в тепло. разогрев имеет место быть.
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Вот имеем мы движок на 2 КВт. При КПД 0.9 мы наши 2.5 тн сможем поднимать со скоростью около 1 м за четверть минуты. Но вот опускать бы неплохо иной раз со скоростью метр за 2 сек. И мощность позволит, т.к. при опускании то ее почти не требуется. Да вот беда - даже если опускать по метру за 15 сек, греться редуктор будет в 10 раз сильнее, чем при подъеме (согласно закону сохранения). А если в придачу еще и ускориться в 7.5 раз, редуктор будет греться в 75 раз интенсивнее, чем при подъеме. Это реально мощный нагрев. Полтора десятка КВТ. Киловаттная плитка греет так, что не подходи. А тут 15. Хоть тепловую пушку ставь Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 17:57. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
![]() ![]() А если предметно - конструкции коллекторных движков, способных развивать близкую мощность в широком диапазоне оборотов, сегодня разработаны и выпускаются. Т.е. обеспечить такую затею силовой машиной вполне можно. Вот только как решить проблему отвода больших мощностей (а еще лучше, аккумуляции)?! Особенно когда никто даже не может внятно растолковать, где в волновой передаче с кпд подъема 90% рассеивается энергия при опускании Крамольная мысль: а если все же волновой редуктор с кпд0.9 не является самотормозящим?! Может нагрузка крутящего момента на жесткую шестерню способна через гибкую придать крутящий момент кулачку на ведущем валу? Тогда все встает на свои места. И высокий КПД легко вписывается в такое предположение, и все остальное. Мои то познания об этой конструкции чисто теоретические и поверхностные. Да и здесь, похоже, никто живьем такой редуктор не эксплуатировал, не говоря о проектировании. И ведь еще одна проблема есть - с оборотами двигателя. Даже если найдется объяснение одновременной возможности и высокого КПД и самостопарения. Если даже где то снаружи подвесить к барабану генератор, способный принять 15 квт, то двигатель то , вращаюший эксцентрик, хоть и на холостом ходу, будет крутиться. Если, к примеру передаточное число 100, а барабан крутится со скоростью 60 об\сек, то эксцентрику придется шустрить по гибкой шестерне со скоростью 6000 об\мин, в то время как в штатном режиме на подъем при 2 квт он должен крутиться со скоростью 800 об мин. Не потребует ли это запредельных точностей исполнения и не приведет ли к чрезмерно быстрому усталостному износу гибкой шестерни волновой передачи? Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 19:09. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Если генератор примет на себя часть момента с барабана до редуктора, то момент на редукторе уменьшится на соответсвующую величину, а значит и все трущиеся поверхности будут прижиматься к друг другу меньше, силы трения уменьшатся, потери на нагревание - тоже. дело за малым - суметь генератор подсоединить ![]() Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 20:03. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
LISP, C# (ACAD 200[9,12,13,14]) Регистрация: 25.08.2003
С.-Петербург
Сообщений: 40,411
|
Приходите в норму или тема будет закрыта.
__________________
Моя библиотека lisp-функций --- Обращение ко мне - на "ты". Все, что сказано - личное мнение. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 03.10.2010
Сообщений: 18
|
По моему КПД волнового редуктора упадет в два раза (до 35%) при передаче от медленного вала к быстрому (думаю, что знаю как это можно обосновать). Т.о. на редукторе будет рассеиваться ~70 кДж. Отсюда не далеко и до всех 100 кДж (на которые стоит и рассчитывать).
По моему мощность в виде тепла за счет трения выделится на зубчатом венце. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Но хочется понять, в чем именно, в каких конкретно силах и трениях оно проявится. Чем принципиально движения в волновом редукторе при подъеме отличаются от тех же движений при опускании? Последний раз редактировалось olivru, 12.06.2012 в 21:44. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 22.08.2011
Сообщений: 52
|
Интересная дискуссия, но мне кажется далеко зашли насчет деталей передачи. Должна быть симметрия. Если одинаковая скорость опускания-поднимания, то и механическая работа в обоих случаях одинакова, один и тот же момент на передаче, одно и то же трение. Но только при опускании нулевой уровень потенциальной энергии будет высота, а максимальный отрицательный уровень "пол". Так как можно определить только изменение потенциальной энергии а не ее абсолютное значение, то при поднимании совершиться работа в передаче mgh, а при опускании -mgh
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Вот на этой страничке в конце табличка зависимости КПД волнового редуктора от передаточного числа
8. Коэффициент полезного действия волновых редукторов i 63 80 100 125 160 200 250 315 КПД 0,83 0,82 0,80 0,78 0,75 0,72 0,70 0,65. То же не все шоколадно и чем выше передаточное число, тем ниже КПД. Правда все еще выше 50%. При малом передаточном числе число зубьев ниже, углы зацеплений больше ... Может они и вправду перестают быть самотормозящими при высоких КПД и низких передаточных числах? |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Цитата:
дело в том что никакой потенциальной энергии не существует в реальности. для двигателя который создает усилие F на пути s (момент M на угле поворота phi) совсем не важно - поднимает он тело или опускает. на то закон сохранения энергии и является фундаментальным потому как не важно на каких милиметрах что там происходит. Изменение потенциальной энергии равно работе и в конечном итоге эта разница переходит в нагрев. А работа в данном случае со знаком минус. дельтапэ = - работа. при подъеме дельтапэ = работа.таки и все.
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Хм, о том что потенциальная энергия копится это они помнят, а что кинетическая вовсе не обязана уйти целиком в редуктор это они пропустили. Допустим я начал опускать груз и резко остановил привод, что, у меня масло закипит немедлено? Будет удар, может даже зубья выломает, а лишнее уйдет в пластику каната и стрелы.
P.S. я и не заметил что тут не одна страница и все уже разжевали. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Праздники прошли, пора спускать на землю
![]() Итак физика 7 класс ![]() 1. Когда мы перемещаем груз по горизонтальной поверхности появляется сила трения Ftr=F x f т.е. сила помноженная на коэффициент трения. 2. Что такое работа A=F x s т.е. произведение силы на перемещение 3. Что такое энергия N= A/t т.е. Энергия - это работа произведенная в единицу времени Далее, если у нас редуктор самотормозящийся, то у него сила трения всегда больше силы затраченной на перемещение(раскрутку), т.е. получается что полезный груз в нашей элементарнной схеме просто не сдвинулся т.е. перемещения не было, работа равна нулю, а значит и энергии, которую вы так пытаетесь затратить на трение и разогрев редуктора просто нету ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
А насчет потенциальной энергии - уже жалею, что применил это понятие в начале... В итоге ТС только запутал. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
это мощность
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Если таких сил нет, то при опускании груза самоторможения в редукторе будет не достаточно и часть торможения должен на себя принять двигатель, т.е. он должен начать работать в режиме рекуперации. Чисто теоретически, если кпд редуктора при спуске останется тем же, что и при подъеме, а при подъеме он был, скажем, 80%, то 80 % потенциалтной энергии груза можно рекуперировать, переведя движок в генераторный режим. Часть энергии, как предлагал Солидворкер, пустить на полезное дело (например на подзаряд батареи), а другую - чтоб зажечь прожектор, свет которого возвестил бы в Парижскую академию о том, что законы сохранения по прежнему соблюдаются ![]() Страниц то много, только беда - никто так и не смог ничего конкретного сообщить. Разными способами много раз объяснили, что самотормозящий редуктор не может иметь КПД выше 50% без какого-то радикального отличия процессов опускания от процессов подъема. Ну так это очевидно и на примере с грузом на наклонной плоскости: Если сила трения > bkb равна силе скатывания, то процесс самотормозящийся, однако, когда мы этот груз толкаем вверх, то меньше половины энгергии уходит собственно в подъем, а именно подъем и есть полезное действие, деля которое на общие энергозатраты мы вычисляем КПД Отсюда главный вопрос этой темы: как может быть передача с КПД больше 50% самотормозящей?! Или его еще более важный выриант: что происходит в высокоэффективных волновых передачах при опускании в сравнении с подъемом, когда в трение уходит лишь (1-КПД) доля общих затрат энергии? Ответов возможно, по логике, лишь два 1. Они не являются самотормозящими и достаточно лишь слегка стронуть водило с места - оно начнет саморазгоняться (а может и без этого будет разгоняться и тогда нужен дополнительный тормоз) 2. Чем то процесс опускания радикально отличается от подъема и редуктор на спуске начинает сильно перегреваться. Третий ответ о нарушении закона сохранения энергии, который некоторые тут без обоснования пытаются запрятать в разное словоблудие, не приемлется. Тогда надо выбрать один из двух. Последний раз редактировалось olivru, 13.06.2012 в 16:20. |
|||
![]() |
|
||||
Цитата:
Или подмена одного понятия другим? Ответ один .... Куда деётся все, кто пишет кпд для понта и тд... "Отсюда главный вопрос этой темы: как может быть передача с КПД больше 50% самотормозящей?!" Offtop: Ответ: Один моряк вёз 1000т бананов с юга на север в Европу. Вопрос сколько дополнительной выручки он получил, если учесть, что земля имеет форму эллипсоида, а стоимость 1 кг бананов 50р
__________________
С уважением sbi Последний раз редактировалось sbi, 13.06.2012 в 16:18. |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Собственно весь этот разговор имеет смысл вести с теми, кто проектировал или хотя бы использовал волновые передачи с высоким КПД для торможения грузов ... либо с очень грамотными механиками, которые имеют достаточно воображения, чтобы прокрутить в голове в мельчайших деталях весь процесс и точно понять, что-же реально там будет происходить.... Я, все же, больше склоняюсь к тому, что волновые передачи с высоким КПД не являются самотормозящими. |
|||
![]() |
|
||||
"Насчет не существования потенциальной энергии это правильнее с кем нибудь из корифеев поделиться"
Господин хороший, вот вы и поделитесь, Шел человек упал в пропасть, откуда у него столько энергии, Ньютон не поможет, Цитата:
![]()
__________________
С уважением sbi |
||||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
Еду я, значит на машине по шоссе (машина -зверь, 200 лошадей под капотом), еду, еду, и вдруг спуск, длинный-длинный... Бензин-то дорогой, экономить надо, врубаю я, значит, нейтралку, обороты на минимум, и еду накатом. Еду-еду и не могу понять, 150 киловатт под капотом, на движение они не затрачиваются, значит, уходят в нагрев, а при таких раскладах не то, что тосол весь должен был выкипеть, а и движок, пожалуй поплавится. А он не плавится, зараза... Растолкуйте, в чем тут дело? |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
С горки накатом - скорость в пределе установится такая, что сумма сил сопротивления (воздуха, трения о дорогу и пр) уравняется с наклонной проекцией силы гравитации. Если двигатель вовсе выключить (не возбраняется и многие так делают), то он и греться не будет. Не выключать - он на холостом ходу не так много и греется. Учитывая, что его КПД не выше 40%, так на холостом он греться будет куда меньше, чем на той же скорости толкая по ровной дороге (а то и на подъем). Кроме того на холостом ходу продолжают работать все системы машины (включая термостат, помпу, радиатор, вентилятор радиатора) - если уж авто в многокилолометровых пробках по жаре стоят часами не перегреваясь, то при движении хоть с небольшой скоростью, когда радиатор обдувается, не перегреется и подавно Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 00:26. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Вопрос не серьезный, а вот ответ я хочу получить на полном серьезе.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Смотрю я на картинку редуктора и пытаюсь представить, что вращение передается не с поз.3 на поз.2 а наоборот... Срежет зубья на стакане или сам стакан свернется, и все дела. А если даже и нет, то КАК провернуть стакан?
Наверное дело тут не в трении, а в самой кинематике (хотя насколько это применимо к деформируемым элемента) что-ли. Кстати, интересное видео: http://www.youtube.com/watch?v=901-p947iUc Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 13.06.2012 в 23:38. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Но если присмотреться к фрагменту "г" на твоем рисунке, напрячь воображение, становится понятно, что при подъеме колесо 3 по внутренней поверхности гибкой шестерни 2 будет все время катиться как бы "в горку". А при спуске - наоборот с горки. В целях увеличения КПД это колесико на очень скользкой посадке сидит. Ему даже небольшого уклона хватит, чтоб покатиться. Как хорошо смазанная вагонетка покатится по рельсу даже при очень малом наклоне. Конечно, усилие будет небольшое, в передаточное число раз меньшее, чем от груза на ведомом барабане да еще за минусом всех трений. Но если сдвинет с места - дальше начнет раскручивать движок с ускорением до тех пор, если не будет торможения уже на самом валу двигателя. Что касаетсяусталости стакана - есть конструкции волновой передачи с разрезной шестерней, одна часть которой неподвижна, а другая соединена с ведомым валом. и число зубьев отличается в этих половинках. Но это ничем не отличается от планетарной схемы, которую я называю "жульнической". В ней тоже две половинки с немного отличающимся числом зубьев, а вместо гибкой шестерни служат сателиты. Сколько сателитов, кратно стольки должно быть отличие числа зубьев. Вот у меня сейчас в руках канадская лебедка c таким редуктором (разбирал - разглядывал). Простое дешевое решение с передаточным числом под 200. Самотормозящее! Ну так и кпд у нее ниже 50%. Перегревается что при подъеме, что при опускании жутко, правда при опускании энергии почти не потребляет. И отличается от волновой она лишь тем, что хоть и в 3 местах (3 сателита), а не 2-х, зубья входят в зацепление, но в передаче усилия в каждый момент участвует не более пары зубьев сателита. А в волновой передаче, за счет более пологого примыкания, усилие передается 5-ю, а то и десятком зубьев ... Может в волновом "жульническом" редукторе кпд будет повыше настолько, чтоб медленный вал смог прокрутить ведущий? А вот видео с редуктором Симако заметил уже позднее. Гениально!!! Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 00:37. |
|||
![]() |
|
||||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
А если немного развернуть, то не греется до космических температур двигатель, имеющий номинальную мощность 150 КВт по очень простой причине -он эту мощность при движении накатом просто не развивает. Мгновенная мощность будет значительно меньше этих самых 150000 Вт. Если посмотреть на формулу мощности, то сразу становится ясно почему, мощность прямо пропорциональна крутящему моменту, и при падении момента мгновенная мощность, естественно, уменьшается. Вот и ответ на вопрос из первого сообщения назрел. Куда девается энергия? Никуда она не девается, она просто не появляется. Цитата:
Цитата:
Грубо говоря, можно построить два редуктора с одинаковым передаточным отношением, один с системой цилиндрических колес, например, а второй -червячный. Пусть передаточное отношение будет хоть 1 к 100000. Условно говоря, выходной вал шестеренного редуктора всегда можно будет провернуть, имея достаточно длинный "лом", а вот выходной вал червячного -нет. |
|||||
![]() |
|
||||||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Уже много раз разными способами разные участники на страницах этой темы это объяснили. Самое простое, имхо, объяснение - с грузом на наклонной плоскости. Пока груз не съезжает под собственным весом (условие самоторможения), работа по толканию его вверх будет выполнятся с КПД ниже 50%, т.к. больше 50 % энергии будет расходоваться на преодоление трения, а меньше - на подъем груза.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 10:05. |
|||||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Цитата:
даже как то затруднительно понять что вы хотите. При подъеме вы все правильно понимаете. а как при спуске может быть нулевая мощность если двигатель удерживает груз который таким образом движется не ускоренно а равномерно? работу совершает тормозная часть двигателя и эта работа отрицательная, потому что вращение против момента. если у вас нет рекуперации энегрии то стало быть разница уходит в тепло. вот также почитайте
__________________
мой блог по некоторым вопросам Последний раз редактировалось ETCartman, 14.06.2012 в 09:31. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Для червяка им является угол подъема винтовой линии, а передаточное отношение -это следствие этой геометрической характеристики. А КПД, в свою очередь -следствие передаточного отношения, но никак не в обратной последовательности.
Цитата:
К тому, что не надо рассматривать мощность, как некое "встроенное" свойство, типа массы. Совершается работа -есть мощность, не совершается -мощности нет. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
вы все же посмотрите на схему у SIMACO: http://smc.tomsk.ru/ru/2/ - там нет гибкого элемента, его функцию выполняет набор роликов в сепараторе. Вот тут уже можно вести речь об обратной передаче вращения.
А в редукторе с зубчатым зацеплением и деформируемым элементом как-то это абстрактно (в смысле убегание ролика волнового генератора от фронта волны. Все равно, этот фронт надо еще создать, а момент на валу генератора (поз.2 рисунка в моем посте) очень незначительный нужен, чтобы затормозить все это). Вот смотрите, та же аналогия с наклонной плоскостью: при прямой передаче пусть угол наклона плоскости будет 10град (это угол наклона профиля зуба в зацеплении стакан-корпус). А при обратном направлении угол будет 80град. Насколько легче втаскивать груз по уклону 10 град против 80? Не сыграет ли тут с нами ту же шутку соотношение углов трения и уклона профиля зуба, что и в червяке? Ну вообще, у ДВС кривые момента и мощности на валу не совпадают. Пик кривой момента находится на меньшем значении оборотов, чем пик кривой мощности. А между этими пиками - диапазон рабочих оборотов движка. И у движков для разных целей эта дельта оборотов очень разная (собственно, при проектировании движка от нее и пляшут (помимо других желаемых параметров). А оставаться в этом диапазоне при разных режимах нагружения движку помогает коробка (неважно какого типа). |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
поразмышлял во сне - не так уж и гениальна эта передача от Симако.
1. В зацепление входит не половина роликов, а все же поменьше. Но главное - сколько то эффективно передающие нагрузку углы у четверти роликов. Остальные сжимаются хорошо, но толкают слабо. Чтобы это ослабить, надо в углублениях короны делать дополнительные выточки, чтоб эти ролики переставали работать 2. Всю нагрузку берет на себя сепаратор, по спицам которого и трутся ролики с передающей нагрузкой. Причем сделать эти спицы опертыми на 2 конца конструктивно невозможно. А значит консоли, т.е. придется делать спицы сепаратора существенно толще роликов, чтоб они справились с передачей нагрузки. 3. На вразающуюся ведущую шестерню (ну или каку-ю то дополнительную соосную опору эксцентрика) приходятся огромные (во много превышающие касательную нагрузку на сепаратаре) знакопеременные нагрузки. эту шестерню можно сделать 2-опорной, но нагрузки реально большие. 4. Те же нагрузки, что на шестерню, придктся и на подшипник между эксцентриком и роликами. Причем хорошо, когда в движении. А если остановилив под нагрузкой?! Статические предельно допустимые нагрузки подшипников примерно вдвое ниже динамических. В общем, идею еще в голове покручу, конечно, но похоже, не так уж она и блестяща супротив той же разрезной коронной шестерни. Да и посмотреть габариты их волновых редукторов на сайте (цены они там, видимо чтоб не отпугнуть, не вывешивают) - не все так хорошо, как отверждается в рекламном ролике. Может и чуть лучше традиционных монстров, но не так радикально, как рекламируется. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 10:03. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
С вашим подходом, незачем мастырить огромные системы охлаждения на тех же ДВС (Вот возьмем, к примеру, судовой дизель или в локомотиве) а поставить генераторы. И пусть тепло, которое надо отвести, идет на зарядку вагонных батарей. Вы себе представляете, насколько станет легче и компактнее дизель без рубашки охлаждения, не говоря о радиаторе, которого не будет? А уж проблема охлажления электродвигателей как красиво решается! Повесил вместо крыльчатки на хвостовике генератор, получил такой себе двухмашинный агрегат, и тут же электроэнергию направил снова на движок! Впору Нобеля давать... Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 14.06.2012 в 10:26. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
Собственно и проблема опускания грузов через самотормозящий редуктор на бОльшей, чем подъем, скорости переходит в проблему отвода тепла, т.к. энергии в редукторе выделяться должно в соответствующее росту скорости количество раз больше. Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 10:54. |
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
А как насчет случая, когда КПД меньше 0,5, а самоторможения нет? Как-то этот вариант не вписывается в твою картину мира. По условиям задачи хочется иметь маломощный движок, но при том быстро опускать грузы. Поставь муфту и расцепляй свой груз с валом редуктора. Можно ронять хоть с ускорением свободного падения. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
1. Постарайся повнимательнее в них во всем разобраться сначала 2. Учитывай, что кпд - штука не постоянная, как отмечалось выше. да так, наверное, и надо делать. И видимо так и делается. Только схема усложняется. Ведь ронять не подходит. Значит нужно "умную" тормозящую систему добавлять, которая меняет силу торможения в зависимости от скорости и от нагрузки. Малогабаритно и дешево это как то не придумывается, пока. И, видимо, я далеко не первый, кто над этим голову ломает... |
|||
![]() |
|
||||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
И потом не забывайте, что в редукторе преобразуется крутящий момент. Т.е. на тихоходном валу момент большой, но обороты низкие, а на быстроходном наоборот - обороты высокие, как раз хватит генератору для работы, но момент маленький. Так что посадив на быстроходный вал генератор большой мощности, вы этой мощности не снимите: при выходе генератора на номинал он станет тормозом и начнет останавливать груз. Как следствие снижение скорости груза приведет к снижению скорости вращения вала генератора и далее к снижению снимаемой мощности. Так что снять реально получится с генератора ровно столько, сколько движок схавал при подъеме, не больше. Плюс вам понадобится зарядный контроллер (раз уж вы так хотите запихать энергию назад в аккумулятор), что тоже вес. Этот агрегат тоже имеет КПД ниже 1. Сколько там РЕАЛЬНО получится вернуть энергии?! Опять же вернемся к быстрому опусканию груза. Во-первых, скорость опускания лимитирована правилами безопасности (да и оператору этого чуда, а по совместительству стропалю, не понравится, что мимо него пара тонн со свистом пролетать будет). Во-вторых, перед землей груз надо будет затормозить, чтоб без удара поставить на землю. Торможение не мгновенное (иначе величина замедления будет сопоставима с ударом), это время и часть пути, проходимого грузом. Т.е. разность высот, на которой мы сможем снять энергию для рекуперации, еще снижается. И что же нам тогда останется для запихивания в аккумулятор? Да и потом - не любят аккумы такого обращения с зарядным режимом. Им бы не пульсирующий ток, а небольшой но постоянный и долго. Или батареи тоже будут на основе вашего "ноу-хау" (т.е. будет еще тема о конструкции аккумулятора ![]() Цитата:
Тот же движок, что и поднимал, размотает трос и совместно с редуктором не даст грузу чрезмерно разогнаться. Но! Если редуктор с самоторможением, то ток на движке прямой незначительный (только для преодоления эффекта самоторможения), а если не самотормозящий - в противоход, но меньше тока, требуемого для подъема. Или отдельный тормоз (но доп масса и габарит). А силу прижатия колодок на тормозе можно автоматически регулировать посредством энкодера на хвостовике движка. Собственно, скорость подъема тоже. Но это уже шкаф с электрикой будет. Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 14.06.2012 в 11:43. |
|||||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Супервазелин с к-том трения равным нулю и малейший уклон плохо сочетаются, если рассматривать теоретическую модель, то некорректно произвольно наделять какие-то ее элементы свойствами реальных объектов, а какие-то нет.
|
|||
![]() |
|
||||||||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Дмитрий, я рад, что у нас полное согласие мыслей.
Вод в том и беда. Начинаю предчувствовать, что задача в данной постановке, не решаема принципиально Именно. Как предлагает солидворкер, муфты, отсоединяющие движок вместе с редуктором и подсоединяющие некий тормоз-парашют (который по совместительству имеет право даже генератор в себе содержать Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Вот только вспоминаются достижения поколения отцов-дедов, которые в ядерно-космических отраслях умудрялись оригинальной и довольно простой механикой заменять сложную электронику и успешно конкурировать с американцами на протяжении десятилетий. Однако для этого надо иметь их мозги и багаж знаний ![]() Цитата:
Интереснее другая мысль: о том, что варьируя наклоны, профили и качество обработки поверхностей, расположение деталей и пр. можно добиться, что в одном направлении передача будет с высоким КПД, сильно выше 50%, а в другом - с низким, т.е. самотормозящей. Правда, проблемы отвода тепла отредуктора это, увы, не решит. Последний раз редактировалось olivru, 14.06.2012 в 12:45. |
|||||||||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Дмитрий Юпатов, не надо никаких "энкодеров" прикручивать - все было решено во времена паровозов и патефонов - центробежный регулятор частоты вращения.
P.S. Вариатор и супермаховик. На этом деле даже видел спасательный строп - с многоэтажки на тросике прыгаешь, механика контролирует скорость спуска, потом проскальзывает покатрос прицеплен, но стоит его освободить как маховик моментом втягивает его назад и спускаться может следующий. |
|||
![]() |
|
||||||||
Регистрация: 05.03.2009
Украина, Запорожье
Сообщений: 609
|
Цитата:
Цитата:
Offtop: Да я все больше водку... а то мед сладкий аж приторный Цитата:
Цитата:
Цитата:
Знаете, вы свою задачу о проектировании лебедки (причем не нужна там сверхскоростная - основное время затрачивается на застропку/отстропку + установку груза на точно место) к едва ли не вечному двигателю. Причем мало того! Изначально ведь, надо понимать, идея возникла от того, что сочли дорогим покупать готовое. А в итоге уже обсуждаем космические технологии. _______________________________________ Цитата:
Цитата:
Ну и стоимость этого маховика... это ж не болванка чугунная. Опять же вес и габариты. Кстати, как-то читал в Юном Технике (ну кто помнит, на третьей странице обложки, всякие достижения предков в технике) простейшее устройство для спуска с постоянной скоростью: цилиндр с винтовой нарезкой, в которой проходит канат. Поверх этого кожух, чтоб канат не соскочил с нарезки. За счет натягивания каната и происходило его торможение. А на цилиндре - подвеска для спасаемого. Вроде Да Винчи набросок... Последний раз редактировалось Дмитрий Юпатов, 14.06.2012 в 12:59. |
|||||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Все эти обсуждения-размышления привели к тому, что, похоже, придумал новую схему редуктора. Чем то похожа на волновой, но лишенная многих его недостатков. Технологичность? Ученик (по допускам) слесаря может изготовить при помощи плоских напильников, сверлильного станка и сварки. Прочность материалов - любая самая говенная сталь сгодится - только погабаритнее немного получится, да хоть из аллюминия можно сделать. Габариты - покомпактнее любых здесь обсуждавшихся. Передаточное число одной ступени - от 30 до 400 практически без изменений кпд. Кпд - 90-80% в широком диапазоне моментов и оборотов. Крутящий момент - существенно превосходит все аналогичное по габаритам и массе. В общем, идеально и с запасом подходит для решения поставленной задачи. Немного похож на волновой, но совсем без переменно-гнущихся элементов. Я еще перепроверяю, и сто раз еще буду перепроверять - может чего-то принципиального недоглядел. Но если реально рабочая идея получилась - это будет "бомба". Спасибо всем участникам обсуждения, особое персональное - Дмитрию Юпатову. Без его постов у меня мысль в эту сторону бы не пошла, наверное. ... Есть, правда одна червоточинка сомнения. Но даже если она обоснована - кажется вижу несложные способы проблему решить
|
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
В принципе есть редуктор схожий по принципу работы с волновым, правда КПД похуже будет, но... Раньше его для детских моделей выпускал завод "Огонек", а принцип работы можно глянуть в передних сиденьях жигулей - ручку сбоку крутишь, она кривошипом двигает пластину, и та по одному зубчику перебирает шестерню. Передаточное покруче чем даже у волновой - у волновой не по одному зубу за оборот перемещается (минимум два, а обычно гораздо больше), а тут ровно на один зуб за оборот.
|
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Offtop: Хмурый, я не знаю как правильно называется этот механизм, а "однорёнку" не нашел нигде. По большому счету тема себя изжила, автору хочется чтоб механизм стал идеальным - работа выполнялась, механизм места не занимал, да еще и энергия никуда не тратилась. Думаю так не бывает.
|
|||
![]() |
|
||||
olivru Ваше стремлеие к совершенству - достойно похвалы! Но добившись идеала, наконец, поймёте, что можно сделать ЕШЁ ЛУЧШЕ. Теория это не металл, а только лишь способ доказательства
(Отсюда и многго "Offtop: словоблудия").
__________________
С уважением sbi |
||||
![]() |
|
||||
ПГС Регистрация: 22.05.2007
Москва
Сообщений: 638
|
Толи я условия не понял, толи шо?!))
Ну подняли вы груз на 100 КДж перевели в потенциальную энергию, да пофиг чем)) ну ок! КПД 0.66 и чо? а если бы КПД был 1 то вы бы потратили 100КДж, а если бы 0,5 то 150КДж, а если бы 0,1 то 1000 КДж.... а если бы КПД было 0,0001 то скока? ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() А то я так и не пойму о чем речь идет... P.S. оу.. тут еще 4 страницы рассуждений... ну и ладно!) Последний раз редактировалось Palomnic, 03.07.2012 в 09:08. Причина: Невнимательность;) )) |
|||
![]() |
|
||||
Естественно нагревается, энергия идет на преодоление пружинения гибкого волнового колеса, на трение между зубьями. Так что есть куда энергию тратить.
__________________
«Артиллерия не токмо грохот, но и наука!» Пётр I |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 19.11.2011
Сообщений: 31
|
Нужно рассмотреть другой пример. Если открыть "Детали машин" или ТММ, то там ясно написано, что червячная передача самотормозящая, а также односторонняя, т. е. ведущим может быть только червяк, а колесо нет. Во всех известных мне рекуперативных системах применяются цилиндрические редуктора, КПД=0,98-0,95. Планетарный тоже плохо подходит. Если цилиндрический редуктор с передаточным отношением ~40 не вращается под действием груза, это значит, что при расчете редуктора в него заложен огромный запас прочности, а следовательно большое внутреннее сопротивление. Для того чтобы привести в движение такой редуктор нужно увеличить массу груза (значительно). Также при дальнейшем увеличении передаточного отношения > >40, сила со стороны ведомого вала несоизмеримо ниже чем любое трение, и вина этому люфты в передаче, которые уменьшают КПД и подклинивают редуктор. Они же основная причина сокращения ресурса редуктора.
Последний раз редактировалось LetsGoDeisingBegin, 03.07.2012 в 08:44. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 13.12.2011
Сообщений: 797
|
Интересный вопрос. Решил поискать решение, чтобы понять, возможно ли это впринципе... Простейший анализ показывает, что в ч-м редукторе сочетаются два ценных момента: высокая степень редуцирования (в одной ступени передаточное число в несколько десятков!) и безупречное самоторможение. Если второе достигается за счёт низкого кпд первого, то как один из вариантов – следует разделить один механизм на два разных: один редуцирует, а другой пусть обеспечивает самоторможение. Для первого имеем аналог: винт с телами качения (шариковинтовая пара с кпд 0,9...). С самоторможением проще. Если не сгодится храповик из-за торможения "через зуб", то добавить вторую – обычную – червячную пару, которая будет вращаться синхронно с основной, но с зазором, исчезающим при остановке вращения. Как-то так.
Последний раз редактировалось STAJOR, 04.07.2012 в 02:15. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 19.11.2011
Сообщений: 31
|
Для цилиндрических редукторов передаточное отношение 200-250 соответствует 4-х ступенчатым редукторам (и некоторым 3-х ступенчатым). Их КПД ~0,95%. Для таких систем возможно применение рекуперативного тормоза. Только я повторяю для цилиндирических не червячных. Также хочу отметить, что при применении цилиндрического редуктора необходимо применение более мощных тормозных элементов (в случае подъемного механизма). Также процесс возврата электрической энергии в сеть намного сложнее банального подключения к розетке.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 19.11.2011
Сообщений: 31
|
Специальный цилиндро-шевронный четырехступенчатый редуктор РЦШ4- 550, i=315 (передаточное отношение), КПД не менее 0,92 (ссылка http://www.reduktorntc.ru/glav/new_rabot/new_19.htm). А КПД 0,4 по моему даже не существует. Но могу предложить метод. Нужно просто взять и измерить силу сопротивления внутри редуктора, просто увеличивая массу подвешенного груза, если редуктор реверсивный (это тоже обязательный фактор, я о нем упоминал), в определенный момент сила тяжести превысит силу сопротивления и груз поедет вниз(назовем массу критической). Это будет минимальный вес, который можно применять для рекуперации. НО. При подаче тока на обмотку возбуждения, двигатель, работая в генераторном режиме начнет тормозить груз. И при массе близкой к критической, груз будет останавливаться силами сопротивления редуктора и силой сопротивления электтродвигателя, его движение будет замедляться. Как известно режим электро-динамического торможения эффективен только на высоких оборотах электродвигателя, поэтому придется решить проблему регулирования тока обмотки возбуждения электродвигателя с обратной связью на частоту вращения вала редуктора, а это уже полноценная схема на основе микроконтролера, плюс усилитель на выход с микроконтролера. Затем подключение аккумулятора, это необходимо делать параллельно с питающей сетью, т.к. при недостаточном токе на клеммах аккумулятора, груз не будет подкниматься, для этого придется организовать систему по отбору мощности. Если просто банально подключить их параллельно, то при меньшем напряжении батареи она будет заряжаться, а не питать. Короче если заморочишься напиши что получилось. Я такими вопросами занимаюсь на электровозах, там есть рекуперативное торможение и оно работает, но гораздо в более упрощенной форме чем у тебя.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
![]() Все больше сомнений, что может получиться... Хотя еще одна идейка есть - по моим некомпетентным рассчетам может и получиться... а может просто что-то принципиальное не учитываю - сомнительных мест несколько, по которым математику сделать дороже, чем эксперимент... На эксперимент, правда, тоже деньги еще найти нужно... |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 19.11.2011
Сообщений: 31
|
Лет 8 назад, один профессор из моего универа, прочитав очередную кандидатскую дисертацию по математике, сказал:"Может с математической точки зрения это и имеет глубокий смысл, но с физической чушь полная". Кандидатская называлась, что то типа поиск иглы в стоге сена методом не помню каким. Тогда мне было смешно, сейчас я думаю о том, чтобы он мою не читал.
Собственно говоря такие системы применяются в основном там где есть продолжительные циклы торможения и высокие обороты, на лебетке поднять на 5 метров и на 2 опустить, при чем вверх с ведром цемента, вниз пустая, я думаю покупателю такая вещь ни к чему. ![]() |
|||
![]() |
|
||||
"Дельный" совет: без "гастролебайкеров" и маховика в евро кпд будет "самотормозящим", массы неподъёмные.
__________________
С уважением sbi |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 19.11.2011
Сообщений: 31
|
У меня дядька на липхере работал, грузоподъемность 160 т, кран немецкий. Сколько немцы не экономичный народ, но аккумуляторов я там не видел. А если честно лебедку на 30 т не представляю, для шахты чтоли, на край дома вешать такую громадину?
![]() |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Попадалась мне конструкция планетарки с косозубыми шестернями. Весь прикол был что пока ее крутит движок - шестеренки втягивались внутрь силами в зацеплении, зато когда ее пытался провернуть привод, то водило выдвигалось наружу и прижималось к фрикционам. Подробностей особых этой штуки не помню - делали не мы, ставили готовую итальянскую установку, по типу вагонетки, только по наклонным путям обрезь извлекала из-под стана, но чертежи просматривал.
боитесь перегрева? обгонная муфта, мультипликатор и воздушная турбинка легко сожрут "лишнюю" энергию, стабилизируют скорость опускания, обеспечат охлаждение прочего железа и не потребуют лишних телодвижений ![]() |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Читай внимательнее - такая лебедка и не нужна. Это грузоподъемность грузовоза с многими порциями груза (поддоны скирпичом, жби, пиломатериал, арматура и пр).
Большинство типовых грузов не превышают 1.75 тн. А 3.5 тн вообще перекроют 95, если не 99% потребностей. |
|||
![]() |
|
||||
Насколько я понял условия задачи, автор совершил принципиальную ошибку при рассуждениях. В характеристиках редуктора КПД берется при передаче нагрузки от червяка к шестерне. При передаче нагрузки от шестерни к червяку КПД значительно ниже. Одинаковое КПД будет только при угле в 45 градусов. При учете другого КПД все тепло выделится в месте соприкосновения шестерни и червяка.
|
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Цитата:
По идее бы вообще на опускание использовать иной механизм, отключая подъемный. Вот только как это безопасно и недорого сделать? Последний раз редактировалось olivru, 06.07.2012 в 18:56. |
|||
![]() |
|
||||
Цитата:
Возьмем (опять же для наглядности) червячную передачу где навивка практически параллельна оси червяка, а зубья шестерни очень сильно скошены. В данном случае червяк крутить будет значительно сложнее, чем шестерню. Потому что в данном случае будет обратная ситуация - если крутить червяк, то приложенная сила будет действовать практически перпендикулярно зубцу шестерни и наоборот, крутить шестерню будет проще, т.к. сила приложенная через зубцы к червяку будет действовать практически параллельно плоскости приложения. Хотел приложить чертеж, но все равно как-то ненаглядно получается. |
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 29.06.2008
Сообщений: 67
|
Цитата:
Как верно заметил Serge Krasnikov, еще во времена СССР для червячных грузоподъемников не зря ввели обязательное дублирование самотортозящнегося редуктора принудительным тормозом. Как я понимаю, эта норма чьей то кровью была прописана. Последний раз редактировалось olivru, 07.07.2012 в 00:50. |
|||
![]() |
|
||||
|
||||
![]() |
|
||||
Регистрация: 11.08.2012
Сообщений: 4
|
Просто при опускании груза двигатель будет не так "натужно" вращать червяк. Т.е. Крутящий момент на червяке будет меньше, чем при подъеме груза.
|
|||
![]() |
|
||||
внс Регистрация: 04.06.2008
Москва
Сообщений: 136
|
...50кдж - теоретически прилетит на движок для рекуперации...
Маловероятно, если двигатель для этого не сконструирован. Моменты, создаваемые двигателями не так уж значительно зависят от угловой скорости, а зависят от отклонения угловой скорости от заданной. Если идет спуск груза, то момент будет направлен в направлении отсутствия углового ускорения - то есть тормозить. На горных дорогах при спусках без нажатия тормозов двигатель автомобиля не вырабатывает бензина, но тратит его, так что момент от двигателя препятствует возникновению ускорения автомобиля на спуск. Последний раз редактировалось zai, 02.08.2014 в 10:56. Причина: уточнение сложного технического текста |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 31.07.2014
Сообщений: 6
|
Уважаемый Сэр, все сказанное Вами - вокруг да около. Да, близко, но это каждый школьник ассоциативно понимает. Но как объяснить... Вопрос именно в конкретном описании процессов преобразования энергии - что, как и куда девается. И почему. Лично на мой взгляд - элементарно, и столько страниц исписано здесь совершенно зря.
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Согласно закону Ньютона - сила это там где ускорение. Если груз опускается равномерно, значит против силы тяжести действует равная сила. Создается она (за вычетом трения и КПД) тормозом который комбинируется с электромотором. Можете поуглить любой gearmotor (Rossi, SEW, тд) - там стандартная опция - движок with brakes/without brakes. Первый чуть длиннее - вот все видимое отличие.
Вот и ответ на вопрос - потерянная энергия просто выделяется с теплом на тормозе, либо через braking resistor. И то же верно и для червячных передач. Фактически при опускании они создают тот же момент/силу - чтобы уравновесить силу тяжести для получения равномерного движения. И никакой разницы с энергетической и силовой точки зрения нет. Когда идет вверх - мотор уравновешивает G, когда вниз -то же самое Вот если бы лифт падал равноускоренно, тогда бы "потерянная" энергия стала бы кинетической
__________________
мой блог по некоторым вопросам Последний раз редактировалось ETCartman, 07.08.2014 в 05:48. |
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Кран это не машина на дороге где можно тормоза чуть придавить и держать скорость на спуске. На кране тормоз или держит "намертво" или не мешает работе.
Фигню тут обсуждают. Все же идет из разложения сил на зубе - на спуске с самотормозящим редуктором двигатель преодолевает разницу между углом подъема зуба и силой трения (тоесть практически может крутиться вхолостую) и вся энергия выделяется в зубчатом зацеплении на трении. А вот когда тормоз в конце сработает, почти вся энергия выделится вовсе не на колодках (речь идет о червячнике! по большому счету там выделится энергия запасенная маховой массой ротора движка), а уйдет на деформацию каната и моста. Это сродни вопросу куда девается энергия в повешеном - там даже тормоза нет. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Тут по моему ключевой момент для понимания - в математике. Равномерное поднятие и опускание груза с точки зрения приложенных сил эквивиалентны (drive force вверх для уравновешивания силы тяжести)
Если на тело не дейтствуют силы (или они уравновешены) - оно может находиться в покое или двигаться прямолинейно и равномерно. То есть разницы между покоем и равномерным движением физически нет.
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 31.07.2014
Сообщений: 6
|
просто следует учесть, что червячный редуктор не симметричен, для преодоления его самоторможения требуется в любом случае вращать червяк, даже при спуске груза, просто при спуске груза требуемый на червяке момент будет куда меньше.
Соответственно и двигатель будет потреблять куда меньше энергии, работая почти вхолостую. (надеюсь здесь все знают о взаимосвязи момента на валу двигателя и скоростью его вращения) Вся потенциальная энергия груза выделится в виде тепла на редукторе, кроме того, и работа, совершенная двигателем при спуске выделится в виде тепла на том же редукторе. Принципиально это можно смоделировать как простое втаскивание груза по слабо наклонной плоскости и последующее стаскивание вниз. Естественно, что для стаскивания вниз тоже придется прилагать энергию (принципиально - то же самое самоторможение), и в результате вся энергия выделится в виде тепла на трущихся поверхностях. Для шестеренчатого редуктора, не обладающего самоторможением, неизбежна ситуация, когда опускающийся груз раскрутит двигатель до оборотов, превышающих частоту вращения его магнитного поля, то двигатель начнет работать как тормоз! Если, конечно, это асинхронный двигатель. Двигатель с последовательным или параллельным возбуждением с ростом оборотов будет только снижать собственный момент до нуля (в теории), то бишь такая система склонна к неограниченному разгону. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
на редукторе выделится часть равная его КПД. Червячный вообще работает в одну сторону и стопорит в другую (так что его движок должен равномерно вращать). шестеренчатый может только мотор с тормозом тормозить - без него все улетит с ускорением.
Но это уже технические детали. По существу - да. Равномерно - значит сила. Сила на перемещение - значит работа. Ничего нового, никаких великих открытий и темных материй
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 31.07.2014
Сообщений: 6
|
вопрос был именно - по спуску, если я не ошибаюсь.
при спуске на червячном редукторе выделится 100% энергии спускаемого груза+еще немного тепла от работы мотора по преодолению трения самоторможения. на шестеренчатом, еще раз вдумайтесь, асинхронник при превышении его n0 начинает работать как тормоз. при превышении вдвое - выдаст противодействующий момент равный рабочему моменту. Правда ток будет жуткий и все сгорит. Но теоретически - возможен спуск со скоростью примерно вдвое большей, чем скорость подъема. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Вопрос был по моему более общий - по преобразованию энергии и работы в энергию в процессе подъема - опускания. То какой там тип двигателя или какие тормоза - вторично. В 8м классе раньше решали такие качественные задачки - типа куда девалась энергия и так далее.
Вообще закон сохранения энегрии - то что делает физику наукой а не просто собранием разных эмпирических фактов и формул. У вас механическая работа например может перетекать в тепловую энергию, а энергия химических реакций - совершать работу, джоули и там и тут. И естетственно = закон сохранения энергии и вообще энергетические подходы - это базис для всех прочих расчетов. От химических, до тепловых и прочностных, например даже метод конечного элемента или формула Мора имеют ясное обоснование с точки зрения виртуальной работы. Вот гражданин в непонятках - куда девается энергия в данном случае. То есть он понимает, что уравнение должно соблюдаться, и куда то оно девается непременно.
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Цитата:
Цитата:
![]() Цитата:
Собственно говоря это и пытались доказать уже на семи страницах форума, но как говорят, все приходЮт новые, новые... и новые. |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 31.07.2014
Сообщений: 6
|
Цитата:
Рассмотрим, скажем, червячный с КПД=66%. Поднимается груз в 2.5 тн на высоту 4 м. При этом потенциальная энергия этого груза увеличивается на 100 КДж. Двигатель, натужно вращающий червяк потратит 100/0.66 = 150 КДж, из которых 50 рассеятся в виде тепла на трущихся частях редуктора, а 100 перейдут в потенциальную энергию груза. Все понятно. Теперь решили груз опустить взад. В этом случае движок не напрягается, а лишь чуть-чуть тратит энергии (ну, допустим, 1% от того, что при подъеме, условно можно принять за ноль) на поворот червяка в обратном направлении, ибо его фактически толкает шестерня, жестко связанная с барабаном. На трение в редукторе, по идее, тратится немного меньше энергии, чем при подъеме, т.к. силы направлены немного иначе, чуть энерговыгоднее. Ну пусть даже столько же! Прокрутился червяк с той же скоростью, выделилось тепла не более тех же 50 Кдж. Куда делись оставшиеся 50 КДж?! Систему можно считать условно замкнутой, кроме как в редукторе, энергии теряться негде. Что я в этой задаче понимаю неправильно? На каких элементах системы энергии начинает выделяться при опускании больше, чем при подъеме груза? ----- добавлено через ~25 мин. ----- Цитата:
----- добавлено через ~28 мин. ----- меня больше всего забавляет ситуация со спуском на червячном редукторе, джентльмены. и еще тот факт, что все что-то пытаются доказать, но ответа никто не дал до сих пор. |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
|
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Раз прозвучало заявление что движок на опускании тратит силы "чуть-чуть" то КПД редуктора вовсе не 66% а 50, бо выходит что сила трения равна равнодйствующей окружного усилия на косинус угла наклона зуба.
Если же КПД 66%, то двигателю и на спуске придется преодолевать силу трения (разницу между трением и равнодействующей) и таким образом ничего и никуда не девается. |
|||
![]() |
|
||||
Всю тему не читал, но могу предположить, что на больших скоростях вращения часть энергии уходит через редуктор на двигатель, а в нем уже часть рассеивается, а двигатель переходит в режим генерации и часть энергии уходит в сеть.
Т.е. энергия из сети сначала тратится на раскрутку из положения покоя, а потом энергия начинает идти в другую сторону - на двигатель. Никакого криминала не вижу. Если есть возможность, можно проверить электрическую мощность двигателя (ее направление), чтобы все сомнения снять.
__________________
Уголок строительного пессимиста |
||||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Pavel_V, это справедливо для несамотормозящихся редукторов - часть энергии за вычетом КПД возвращается в электросеть и спуск происходит быстрее подъема на два 'S' (а не в два раза) бо скольжение идет в другую сторону (для асинхроников).
Для червячников можно зрительно представить что угол подъема зуба... нулевой - движок тратит энергию и на подъем и на спуск одинаково, прочее это уже промежуточные варианты - многозаходные червяки приближаются по КПД к обычным зубчатым передачам и не самотормозящие. Наиболее близкий пример это веревка перекинутая через сук и с подвешеным грузом. При некотором числе витков на суке, груз перестанет соскальзывать и веревку надо будет даже подталкивать, чтобы она "пошла". В любом разе энергия потребуется и от того кто тащит/толкает и выделяться она будет в точке перекидывания через сук. |
|||
![]() |
|
||||
Цитата:
Ну и то, что после окончания спуска при торможении выделится куча энергии в том механизме, который осуществляет торможение, учесть надо.
__________________
Уголок строительного пессимиста |
||||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
Думаю что в этой задаче разгон и торможение учитывать не стоит, только устоявшийся участок движения
![]() |
|||
![]() |
|
||||
ПОС Регистрация: 12.01.2016
Новосиб
Сообщений: 4
|
|
|||
![]() |
|
||||
люблю мастерить Регистрация: 21.01.2005
Челябинск
Сообщений: 10,332
|
|
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
В редукторе энергия тратится на трение=> нагрев масла. А ваши грузы и противовесы кстати тоже имеют свой КПД и довольно низкий в результате
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Регистрация: 09.12.2008
Сообщений: 4,643
|
Груз не в воздухе. Практически противовес через блоки всегда и в блоках потери
__________________
мой блог по некоторым вопросам |
|||
![]() |
|
||||
Конструктор, инженер-механик на пенсии Регистрация: 03.10.2003
Новосибирск
Сообщений: 6,953
|
Ты нам мозги не парь, у тебя так и написано, не блоки, а грузы и противовесы и второе, по поводу блоков имеют свой КПД и довольно низкий в результате ты батенька кпд полиспастов то считал, ты ведь утверждаешь, что он довольно таки низкий, это какой? я вот сколько полиспастов не считал, меньше 0,9 не получалось, а вот у редукторов меньше 0,9 я видел
|
|||
![]() |
|
||||
Moderator
Конструктор (машиностроение) Регистрация: 23.10.2006
Россия
Сообщений: 23,259
![]() |
Цитата:
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Куда жаловаться на незаконно начатые работы по сносу в Санкт-Петербурге | Tyhig | Прочее. Архитектура и строительство | 41 | 23.01.2015 18:00 |
Куда направлен крутящий момент при натяжении каната при левой свивке | Tyhig | Машиностроение | 21 | 14.03.2013 18:23 |
Неясности «потенциальная энергия при сдвиге и изгибе» | eugenmax | Разное | 5 | 16.02.2011 22:41 |
Куда уходит бетон? | Бабушкин Дмитрий | Железобетонные конструкции | 21 | 08.12.2010 08:26 |
ExpressTools куда девается? | tusiko | AutoCAD | 15 | 12.10.2007 12:58 |