| Правила | Регистрация | Пользователи | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |  Справка по форуму | Файлообменник |

Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Инженерные сети > Электроснабжение > Как сделать заземление во взрывоопасной зоне?

Как сделать заземление во взрывоопасной зоне?

Ответ
Поиск в этой теме
Непрочитано 07.11.2012, 16:27 #1
Как сделать заземление во взрывоопасной зоне?
Geniy_Dzydo
 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322

Добрый день!
Исходные данные: система ЭС - TN-S 0.4 кВ, помещение В-1а/IIА-Т1.
И так вопрос: нужно выполнить заземление и уравнивание потенциалов в данном помещении: рабочее защитное заземление делаю защитным РЕ проводником. Теперь делаю систему уравнивания потенциалов. Читаю ТЦ №26/2010 "О защитном заземлении и уравнивании потенциалов во взрывоопасных зонах" п. 4 - т.е. все открытые проводящие части и сторонние проводящие части нужно каким то образом подсоединить к системе уравнивания потенциалов. Есть ответ Казанцевой http://www.news.elteh.ru/aq_page/pdf/14_26.pdf стр. 19.
Где то есть такие вот письма http://www.forum.tehdoc.ru/viewtopic.php?f=37&t=5849 а именно там читать второе сообщение. Интересно было бы их почитать, если они у кого то есть то выложите их пожалуйста (предыдущая созданная мною тема про эти письма была удалена, надеюсь эту не удалят). И в чем потенциальная опасность полосы заземления во взрывоопасной зоне (я вижу только возможное искрение при плохом контакте)???
И поделитесь опытом кто как делает заземление во взрывоопасной зоне. Только прошу мотивировать все конкретными пунктами нормативных документов. Поверьте я прочитал не мало нормативки по этому вопросу но четкого ответа не нашел. Спросив у людей понял что делают кто как. Кто то делает полосу заземления в зоне, кто то не делает.
Просмотров: 20933
 
Непрочитано 07.11.2012, 17:26
#2
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Здравствуйте

Запрашиваемых писем к сожалению нет. А что мешает выполнить строго по определению системы TN-S:

http://forum.dwg.ru/attachment.php?a...7&d=1351870247

http://forum.dwg.ru/attachment.php?a...1&d=1351870255

И при этом постораться не смешать ее с системой ТТ.

Плюс: ПУЭ (если Россия 2002г.) начиная с : 7.3.132


Т.е. я имею ввиду сводите (с помощью PE) все оборудование к ГЗШ установленной за пределами взрывоопасной зоны.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2012, 17:35
#3
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Я вот и хочу спросить, т.е. РЕ проводник я привел и прикрутил к специально-обученной клемме на электроприемнике (например болт заземления в клеммной коробке двигателя и др.), теперь хочу сделать систему уравнивания потенциалов, каким образом? полосы в помещении нет! Отдельным проводником тянуть в другое помещение где есть полоса или в крайнем случае на ГЗШ в рунн? В присоединение к колонне не уверен. Например лотки нужно тоже заземлить, полосы опять таки нет, возможности подцепиться к колоннам нет. тоже тянуть проводники системы уравнивания потенциалов куда то???
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2012, 18:00
#4
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


По моему,точно также.
Только Вы не можете разместить "дополнительную (местную)" систему уравнивания потенциалов во взрывоопасной зоне.

Если Вы в рамках обеспечения TN-S уже свели электрооборудование, с помощью проводника РЕ, на ГЗШ, то ему не нужно дополнительно делать систему уравнивания потенциалов.
Систему уравнивания потенциалов делаете для "сторонних проводящих частей". Опредение систем требующих (с помощью системы уравнивания потенциалов) присоединения к ГЗШ по ПУЭ.

Посмотрите здесь: http://zametkielectrika.ru/cistema-u...a-potencialov/
Только с обязательной поправкой на требования ПУЭ к организации системы уравнивания потенциалов во взрывоопасной зоне. Но суть таже.

Последний раз редактировалось RIG1978, 07.11.2012 в 18:12.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 07.11.2012, 18:29
#5
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


И так хочу для себя подытожить. Нахождение полосы заземления ( к которой присоединяются проводники соединяющие открытую проводящую часть (корпус эл.машины, щита и т.д.) и стороннюю проводящую часть (любая в принципе металлическая коммуникация и т.д.)) в пределах взрывоопасной зоны - ЗАПРЕЩЕНА!!! Если это здание, то собираем в пределах взрывоопасной зоны проводники уравнивания потенциалов и тянем их ну например на ГЗШ, но полюбому за ее пределы.
Если, например, наружная взрывоопасная установка, то мы закапываем полосу заземления вне взрывоопасной зоны, ну если задвижка то за 3 метра от нее, и тянем от задвижки проводничек уравнивания потенциалов к это полосе, предварительно механически его защитив. Т.е. где то 4 метра провода получается - не перебор, скорее всего я не так понимаю!
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 07.11.2012, 18:44
#6
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
с помощью проводника РЕ
Поправка - не проводника, а проводников РЕ. Т.е. отдельное электрооборудование должно иметь отдельный свой провод РЕ-это как правило пятая (3ф) или третья (1ф) жила питающего кабеля желто зеленого цвета. За ранее откорректировал, а то спецы справедливо порвут.

По поводу: Нахождение полосы заземления ( к которой присоединяются проводники соединяющие открытую проводящую часть (корпус эл.машины, щита и т.д.) ... в пределах взрывоопасной зоны - ЗАПРЕЩЕНА!!

Так система TN-S по умолчанию подразумевает пяти проводную сеть, все проводники PE Вы сводите на ГЗШ расположенную во ВРУ. Если, при подключении оборудования, Вы подключили РЕ с одной стороны к специально предназначенной в оборудовании клеме, а с другой стороны к ГЗШ (расположенной во ВРУ), то Вы уже выполнили заземление оборудования по системе TN-S (конечно при условии, что на ГЗШ приходит РЕ источника сети). Или я Вас не правильно понял. Может лучше накидать небольшой эскиз (ну например квадратиками, где у Вас что?)

Последний раз редактировалось RIG1978, 07.11.2012 в 19:30.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 10:51
#7
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Накидал схему заземления. Прошу посмотреть и покритиковать. и возвращаюсь к вопросу о том что "Запрещено" прокладывать полосу заземления во взрывоопасной зоне, так или не так. Запрещено или не запрещено. Кто как делает?
Вложения
Тип файла: pdf Заземление для двж.pdf (234.3 Кб, 1463 просмотров)
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 11:49
#8
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Много я наговорил. Лучше нарисовать. Я имел ввиду вот так. Рисовал побыстрому, поэтому не обращайте пожалуйста внимание на красоту и соответствия УГО. Я хотел передать суть того о чем я говорил выше. За выбором сечений, пожалуйста в ПУЭ.

Поправьте меня пожалуйста если я не прав.
Вложения
Тип файла: dwg
DWG 2007
Чертеж1.dwg (78.5 Кб, 8385 просмотров)
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 12:07
#9
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Понял спасибо. Шину дополнительного уравнивания потенциалов - предлагаете сделать во взрывозащищенной коробке - как вариант!!! почему бы и нет, что бы сопли не тащить во ВРУ.

Как прокомментируете рисунок с заземлением задвижки в наружной взрывоопасной установке!!!

И вообще как вам моя схема?

Хотя нельзя соединять эти проводники во взрывозащищенной коробке во взрывоопасной зоне, эта коробка должна быть вне зоны, так что у вас не правильно. например я хочу отсоединить проводник, полез туда с ключом - искра и т.д. и т.п.

Последний раз редактировалось Geniy_Dzydo, 08.11.2012 в 12:20.
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 12:57
#10
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


По поводу
Цитата:
Сообщение от Geniy_Dzydo Посмотреть сообщение
возвращаюсь к вопросу о том что "Запрещено" прокладывать полосу заземления во взрывоопасной зоне
.

Я считаю, что нельзя. Из Аргументов попробую привести пункты ПУЭ:

Главная заземляющая шина

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ.
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (PEN)-проводника питающей линии.
Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.
В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку - шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак .
1.7.120. Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. При наличии встроенных трансформаторных подстанций главная заземляющая шина должна устанавливаться возле каждой из них. Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (PEN)-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям 1.7.122 к непрерывности и проводимости электрической цепи.


ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ, ТОКОПРОВОДЫ И КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

7.3.92. Во взрывоопасных зонах любого класса применение неизолированных проводников, в том числе токопроводов к кранам, талям и т. п., запрещается.

7.3.119. Применение шинопроводов во взрывоопасных зонах классов В-I, В-Iг, В-II и В-IIа запрещается.

Разрешенные способы прокладки указаны в Таблица 7.3.14


Во взрывоопасных зонах классов В-Iа и В-Iб применение шинопроводов допускается при выполнении следующих условий:
а) шины должны быть изолированы;
б) во взрывоопасных зонах класса В-Iа шины должны быть медными;
в) неразъемные соединения шин должны быть выполнены сваркой или опрессовкой;
г) болтовые соединения (например, в местах присоединения шин к аппаратам и между секциями) должны иметь приспособления, не допускающие самоотвинчивания;
д) шинопроводы должны быть защищены металлическими кожухами, обеспечивающими степень защиты не менее IР31. Кожухи должны открываться только при помощи специальных (торцевых) ключей.

По поводу:

Цитата:
Сообщение от Geniy_Dzydo Посмотреть сообщение
Хотя нельзя соединять эти проводники во взрывозащищенной коробке во взрывоопасной зоне, эта коробка должна быть вне зоны, так что у вас не правильно. например я хочу отсоединить проводник, полез туда с ключом - искра и т.д. и т.п.
Возможно Вы правы, но я думаю, что в соответствующей взрывозащищенной коробке все таки можно, т.к. если допускается устройство распределительных коробок для питания оборудования, то почему нельзя сделать тоже самое для РЕ. А для чего лезть в коробку, при необходимости можно отсоединиться у металлоконструкции.

Можете привести пункт ПУЭ запрещающий выполнять соединения во взрывозащищенной коробке, которая соответствует взрывоопасной зоне?.

Вне зоны кончно лучше, ну а если деваться не куда (большое количество проводников и т.п.), то как по Вашему сделать правильно?

Кстати в качестве проходов во взрывоопасную зону рекомендую: http://www.roxtec.com/products/database/
В работе мы их постоянно используем, очень удобно.


А для чего Вы делаете внешнее соединение корпуса шкафов? Вы уже выполнили внутренее присоединение проводником РЕ. Возможно Вы совмещаете TN-S и TT ? Что по моему не правильно.

Кстати по моему я не правильно допустил использование пяти проводной линии и ее распределение в коробке на три трех проводные для системы освещения, подходящий кабель должен быть трех проводной, извините спешил.

7.3.116. В осветительных сетях в помещениях со взрывоопасной зоной класса В-I прокладка групповых линий запрещается. Разрешается прокладывать только ответвления от групповых линий.
В помещениях со взрывоопасными зонами классов В-Iа, В-Iб, В-II и В-IIа групповые осветительные линии рекомендуется прокладывать также вне взрывоопасных зон. В случае затруднения в выполнении этой рекомендации (например, в производственных помещениях больших размеров) количество устанавливаемых во взрывоопасных зонах на этих линиях соединительных и ответвительных коробок должно быть по возможности минимальным.

Последний раз редактировалось RIG1978, 08.11.2012 в 13:39.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 13:25
#11
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
Можете привести пункт ПУЭ запрещающий выполнять соединения во взрывозащищенной коробке, которая соответствует взрывоопасной зоне?.
В этом с вами абсолютно согласен!


Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
Возможно Вы правы, но я думаю, что в соответствующей взрывозащищенной коробке все таки можно, т.к. если допускается устройство распределительных коробок для питания оборудования, то почему нельзя сделать тоже самое для РЕ. А для чего лезть в коробку, при необходимости можно отсоединиться у металлоконструкции.
По этому поводу единственное что могу сказать так это http://www.news.elteh.ru/aq/archive.php3?&p=16 вопрос от Ольга Матюшечкина ответ казанцевой : Во взрывоопасных зонах нулевой защитный (РЕ) и нейтральный (N) проводники должны быть разделены. В точке разделения, которая должна располагаться за пределами взрывоопасной зоны, РЕ-проводник должен быть присоединен к основной системе уравнивания потенциалов. - хотя наверно немного нето, не знаю даже чем еще можно аргументировать.

Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
Я считаю, что нельзя
Хорошо, выяснили что нельзя. Возвращаюсь к задвижке в наружной взрывоопасной зоне! полоса закопана в землю, но она же выходит из земли, т.е. этот выход должен быть за пределами взрывоопасной зоны! и все проводники тянуть за пределы зоны к ней, как же это будет выглядеть в итоге!

7.3.92. не думаю что полоса ззаземления подходит под определение токопровода ит.д.

Последний раз редактировалось Geniy_Dzydo, 08.11.2012 в 13:32.
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 13:56
#12
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Цитата:
Сообщение от Geniy_Dzydo Посмотреть сообщение
По этому поводу единственное что могу сказать так это http://www.news.elteh.ru/aq/archive.php3?&p=16 вопрос от Ольга Матюшечкина ответ казанцевой : Во взрывоопасных зонах нулевой защитный (РЕ) и нейтральный (N) проводники должны быть разделены. В точке разделения, которая должна располагаться за пределами взрывоопасной зоны, РЕ-проводник должен быть присоединен к основной системе уравнивания потенциалов. - хотя наверно немного нето, не знаю даже чем еще можно аргументировать.
По этому поводу хочу сказать, что по моему речь идет о правильном переходе с TN-C на TN-С-S и только. Но ведь у Вас изначальная TN-S! И этот пункт Вам ни к чему.
По поводу задвижки не скажу извините. Может кто другой поможет. Не силен в прокладке кабелей и шин в земле. У меня в основном морские платформы.

От себя могу сказать следующее: Если речь идет о TN-S, то Защита двигателя должна выполняться внутри коробки двигателя и внутренней жилой РЕ которая входит в состав питающего кабеля (5-я жила), Уравнивание потенциала запорной арматуры, по моему должна осуществляться на ее трубопроводы. У нас используются специальные токопроводящие прокладки на фланцах, или бйпасирующие перемычки. Ну а сами трубопроды по стандартной схеме.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 14:23
#13
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
У нас используются специальные токопроводящие прокладки на фланцах, или байпасирующие перемычки. Ну а сами трубопроды по стандартной схеме.
а можете показать картинкой как вы делаете заземление задвижки в наружной взрывоопасной зоне
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 15:00
#14
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


А у нас все проще. Из автоматической запорной арматуры, только клапана ESDV, но они с пневмоприводом. Все соединения фланцевые. Для уравнивания потенциалов трубопровдов и запорной арматуры в качестве прокладки используется не паронит, а токопроводящие медно-графитовые спирально-навитые прокладки. Как то мы пытались внедрить использование байпасирующей перемычки (поводок между фланцами слева и справа от задвижки.. любой), но нам не дали... дорого (в море, в качестве контактных платсин, должна быть нержавейка со всеми вытекающими), хотя я до сих пор считаю, что в случае демонтажа, непрерывность цепи разрывается, но спорить было бесполезно. После этого мы перестали трогать технологов, пусть сами отвечают за свои линии, главное, что бы наша часть (Электроснабжение и КИПиА) была в порядке.

По этому поводу попробуйте поднять вопрос на ветке технологов, они должны знать... Если будет интересный результат, то пожалуйста обязательно поделитесь.

Последний раз редактировалось RIG1978, 08.11.2012 в 15:14.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 15:25
#15
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Технологов спрашивать бесполезно.
А если вам придется как нибудь заземлять электропривод ну например киловатта на 3 хотя бы, как вы будете делать?
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 16:55
#16
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Электропривод однозначно внутренней РЕ жилой кабеля, поскольку система TN-S.

А вот часть относящуюся к запорной арматуре, для уравнивания потенциалов отдельным проводником на сборную шину (которая уходит не на заземляющий контур, а на ГЗШ, поскольку система TN-S). Место присоединения поводка с шиной РЕ выполнил бы за пределами взрывоопасной зоны.

Но еще раз обращаю внимание я полевой работник, а не супер грамотный проектировщик и предлагаю как сделал бы я исходя из имеющегося у меня опыта. Если есть нарушения норматива, то давайте обсудим где я не прав.

Про привод я уверен, а вот про технологию не совсем. Никогда не встречал отпайки на шину РЕ, перемычки между фланцами видел часто (т.е. не отпайки на шину, а именно перемычку с фланца на фланец), а вот отпайки нет, но почему то кажется, что так должно быть правильно.

Сейчас увидел- один поводок на задвижке лишний, два не зачем, хватит и одного.
Вложения
Тип файла: dwg
DWG 2010
Чертеж2.dwg (58.3 Кб, 7670 просмотров)

Последний раз редактировалось RIG1978, 08.11.2012 в 17:14.
RIG1978 вне форума  
 
Автор темы   Непрочитано 08.11.2012, 17:19
#17
Geniy_Dzydo


 
Регистрация: 26.12.2011
Сообщений: 322


Цитата:
Сообщение от RIG1978 Посмотреть сообщение
Место присоединения поводка с шиной РЕ выполнил бы за пределами взрывоопасной зоны.
- вот я про это и говорю, но как это будет выглядеть на практике, ведь так в россии я думаю никто не делает, никто не тянет проводник уравнивания потенциала за пределы взрывоопасной зоны на наружной электроустановке. Все приводят во взрывоопасную зону полосу и там к ней подключаются! кто прав??? что делать?
Geniy_Dzydo вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 17:37
#18
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


Так приведите полосу до границ зоны, на краю просверлите отверстие и медным проводником соедините полосу с корпусом задвижки. У Вас получится та же отпайка, только длиннее.
RIG1978 вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 17:39
#19
Tyhig

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
 
Блог
 
Регистрация: 30.01.2008
Ленинград
Сообщений: 17,294


Вы видели ?

Цитата:
2.3.14
Инструкция по выполнению шахтного заземления с использованием естественных заземлителей*
Минуглепром СССР, 08.04.88; Госгортехнадзор СССР, 07.04.88
__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнхаузен
Tyhig вне форума  
 
Непрочитано 08.11.2012, 18:55
#20
RIG1978

Электроснабжение и КИПиА
 
Регистрация: 28.09.2009
Сообщений: 636


О! Нашел!

Правила технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов и нефтебаз РД 153-39.4-078-01

V. Системы защиты резервуаров и их обслуживание:

5.3.6 Технологические трубопроводы и оборудование, расположенные в резервуарном парке и на резервуарах, должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух местах.

Т.е. не зачем делать заземление каждой секции или каждой запорной арматуры. Достаточно выдержать требование по непрерывности цепи (а это межфланцевые перемычки или токопроводящие прокладки). И в двух местах (я думаю начало-конец) сводим весь трубопровод на ГЗШ (для соблюдения TN-S).

Примерно так. Но конечно привариваться к трубе нельзя (для этого можно использовать фланец или скользячку). Естественно за пределами взрывоопасной зоны.
Вложения
Тип файла: dwg
DWG 2007
Чертеж3.dwg (71.6 Кб, 7686 просмотров)

Последний раз редактировалось RIG1978, 08.11.2012 в 19:13.
RIG1978 вне форума  
Ответ
Вернуться   Форум DWG.RU > Отраслевые разделы > Инженерные сети > Электроснабжение > Как сделать заземление во взрывоопасной зоне?

Размещение рекламы
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Как правильно сделать чердачное перекрытие и кровлю? mixxa Конструкции зданий и сооружений 5 16.12.2011 10:33
Проектирование участка водопровода кольцевой сети -200м, запросили сделать расчет всей кольцевой сети, как это сделать? kess35 Водоснабжение и водоотведение 16 07.10.2011 22:34
Как сделать узел вращения? remenikomer Машиностроение 28 25.07.2011 11:39
Как сделать курсив GOST Type A (или B) в размерных выносках? igor_skor AutoCAD 5 22.01.2011 11:42
Как сделать автонумерацию блоков? Сергей123 Программирование 1 24.01.2006 17:20